Оглавление

М А Р Т    -    " П P O T A Л Ь H И K "

     У древних славян март назывался по-разному: "сухый", "су- хий" - у украинцев, "бржезень", "марзец" - у поляков, "березозол" - у чехов и словаков, "позимский" - у сербов, "сушец", "третник", "трегурчак" - у венгров и хорватов. В Древней Руси март называли "протальник" и считали первым месяцем в году. Этот счет изменился только во времена великого князя Василия Дмитриевича, в начале ХV в. Когда начали считать с сентября, март уже был седьмым. C 1700 г. март - третий месяц года.

     0 марте народная молва говорила так: "Март - позимье сшибает рог зиме"; "Раненько март веснянку затягивает - ненадежное тепло"; "С марта пролетье, весна начинается" (пролетье - теплый сезон); "Февраль силен метелью, а март капелью"; "Мартушка крутит вертушку" и т. п.

     Все собирает народная мудрость. Послушаешь пословицы, как поэму прочитаешь. Неторопливо развивает в марте свое шествие весна. Кругом еще снега. Днем пригреет, дороги подтают, а ночью опять подморозит, хрустят дороги сухой корочкой льда. Солнце с каждым днем выше, светит все дольше.

     1 марта (14 марта по н. ст.) - Евдокия (Евдокея). В тот день гадали об урожае на снегу. Евдокея-Плющиха. Вокруг нее было особенно много примет и присловий. В Юлианском календаре Евдокия была именно 1 марта, она открывала весну. "Пришли Евдокеи - мужику затеи: соху чинить, борону точить"; "Авдотья- весновка - весну снаряжает"; "Евдокия красна и весна красна"; "С Евдокии-Плющихи - первые оттепели".

     День Евдокеи был летоуказателем: какова Евдокея, таково и лето. "На Евдокею погоже - все лето пригоже". Крестьянин, думая о погоде, прикидывал о будущем урожае: "На Евдокеи снег - урожай, теплый ветер - мокрое лето, ветер от Москвы - холодное лето". Особенно волновало крестьянина, долго ли до зеленой травы, ведь кормов все меньше и меньше, а скот сохранить надо. И крестьянин замечал: "У Евдокеи - вода, у Егорья - трава"; "Коли курочка в Евдокеи напьется, то и овечка у Егорья наестся"; "На Евдокею холодно - скот кормить лишние две недели ".

     Егорья (Юрьев день) отмечали 23 апреля (6 мая по н. ст.) . Далее н мартовских числах в скобках названы даты по новому стилю).

     У крестьян был обычай зазывать или, как говорили, гукать весну. Сельские ребятишки залезали на крыши амбаров, а кто постарше - собирались на пригорке и, у кого как хватало умения, распевали веснянки.

  • Сначала пели вместе:
  • Весна-красна!
  • На чем пришла?
  • На чем приехала?
  • Потом одни припевали:
  • На сошечке, на бороночке,
  • А другие вторили:
  • На жердочке, на бороночке,
  • На овсяном колосочке,
  • На пшеничном пирожочке...

     Образ весны, приезжающей на сошке, очень близок крестьянскому представлению о теплом времени, о поре земледельческой.

     Хоры, распевавшие веснянки, перекликались от деревни к деревне, от села к селу. На Руси излюбленное место сбора - на реках, возле проруби. Запевали пораньше, пока солнце не встанет. На весну возлагались самые большие надежды земледельца - надежда на полновесный урожай. Вот почему при заклинании весны были такие слова:

  • Весна, весны красная,
  • Приди, весна, с радостью,
  • С радостью, с радостью,
  • С великою милостью.
  • Со льном высоким,
  • С корнем глубоким,
  • С хлебами обильными.

     За Евдокией следовал Федот. Про него говорили: "На Федота занос - долго травы не будет".

     4 (17) марта- Герасим-грачевник. Еще только задымились, освободившись от снега проталинки, а уж грачи тут как тут. "Грач на горе - весна на дворе"; "Грач зиму расклевал - Герасим-грачевник грачей пригнал"; "Увидал грача - весну встречай ".

     9 (22) марта- Сороки. По народным поверьям, с этого дня начинаются утренники (утренние морозы) и продолжаются ровно сорок дней. Если утренники будут продолжаться постоянно, тогда лето будет теплое. "На Сороки - сорок утренников"; "Во что Сороки, во то и Петровки (Петров день) "; "Ha Сороки прилетает кулик из-за моря, приносит воду из неволья". На Сороки жаворонки прилетают, и день равен ночи (весеннее равноденствие).

     В этот день во многих славянских странах выпекали из теста жаворонков. Стряпухи золотили птичку сусальным золотом, омазывали медом, посылали родным да знакомым гостинцы. Давали жаворонков детям, ласково приговаривали: "Жаворонки прилетели, на головку детям сели". Деревенская детвора взбегала на сугробы, привязывала жаворонков к шесту, раскачивала его и зазывала: "Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам, принесите весну-красну. Зима надоела - весь хлеб поела". Затем выпеченных жаворонков крошили и раскидывали по сторонам. Тогда кое-где и вправду можно было услышать звон полевого жаворонка. Журчит, переливается, поет...

     На Сороки звучали с новой силой хороводные "сборные" песни. Их назначение приглашать в хоровод. Ведь посиделки кончились на масленицу, и теперь хороводные песни способствуют веселью и встречам. Обычно собирались на горках - там и суше, и виднее. Такие горки чаще всего назывались "Kpaсными ", значит, веселыми и любимыми. Весенние обрядовые танцы на "Красных горках" особенно торжественны. Танцующие наряжены в самое лучшее платье. Молодые красуются юностью, старые вспоминают былые дни. Ну вот, кажется, кружок собрался, можно начинать хороводное действо.

     Хороводная песня задушевно расскажет о том, как умеет веселиться молодая девушка, молодица, пожилая женщина. Парни то водят хоровод вместе с девушками, а то подыгрывают им на дудках, на рожках, забавляют шутками. И хотя народная мудрость подсказывает выбирать жену не в хороводе, а в огороде, все же чаще пары определялись на людях, при веселье.

     Во втором зачине весенних обрядов нет конца песням, пляскам, играм. Слетают с уст песни шуточные, игровые, любовные... А по дорогам уже текут ручейки, снег осел, зачернелся. Вопреки козням зимы "на Русь сорок пичуг пробираются". Народ определил, какие новости предсказывает их прилет: "Жаворонок является к теплу, зяблик - к стуже"; "Журавль прилетел - тепло принес "; "Журавли тянут на север - к теплу, тянут обратно - к холоду"; " Чайка прилетела - скоро лето придет".

     12 (25) марта. Крестьяне замечают: если утром появился туман, то в этот год будет большой урожай на лен и коноплю. А чтобы примета их сбывалась, они бросают по двору несколько конопляных и льняных семян птицам на угощенье. Рачительные хозяева особенно заботятся о лошадях. По поверьям, если в этот день заболеет лошадь, то она не годится для летней работы.

     17 (30) марта- Алексей Божий человек. Повсюду появляются большие ручьи. "Алексей - с гор потоки"; "Алексей! Из каждого сугроба кувшин пролей!"; "На Алексея выверни оглобли из саней"; "Каковы на теплого Алексея-солногрея ручьи с гор, такова и пойма" (вешние, полые воды).

     19 марта - по новому стилю 1 апреля".


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть