Оглавление

А П Р Е Л Ь    -    " Б Е Р Е З О З О Л "

     Апрель, как и март, некоторые славяне называли "березозол"; украинцы и поляки - "кветень", "цветень"; чехи и словаки - "дубень"; сербы - "налетний", "ячман"; венды (венеды)

     "чтерник" (четвертый), "малтравень"; хорваты - "травень". На севере было название "снегогон". Древнерусское название апреля "березозол" означало "зол для берез", потому что в эту пору, заготавливая сладкий березовый сок, наносили березкам глубокие раны.

     Самая общая характеристика месяца заключена в примете: "Ни холоднее марта, ни теплее мая апрель не бывает". Апрель водою славен: талая вода, живая вода клокочет, поблескивает на солнце, сбегая в лощины, овраги. Половодье. Апрель - вешние воды. "Где в апреле река, там в июле лужица"; "Февраль богат снегом, апрель - водой"; "Апрель всех напоит"; "Апрельские ручьи землю будят".

     По народным поверьям, апрельская вода - на пользу, она понадобится растению еще до летней суши, в майскую пору. "Апрель с водою, май с травою"; "Мокрый апрель - хорошая пашня".

     Народные представления об апрельских днях отразились в численнике. Открывают апрель "Дарьи - грязные полубницы, Дарьи - обгадь проруби". Вокруг обтаявших прорубей зачернел навоз, заваленный снегом. С этого дня белили холсты: вытканное суровое полотно стелили на снег. От промораживания и снеговой влаги оно умягчалось, становилось носким и белее цветом. Длинные тонкие холстины назывались "кросны". "Стели кросна по заморозкам", - советовали пряхи.

     2 апреля (20 марта) - Тит-ледолом. На реках начинает ломаться лед.

     3 апреля (21 марта) - Никита-водопой.

     4 апреля (22 марта) - Василий-солнечник, Василий-парник,

     Василий-капельник. С крыш капели капают, в полдень веселые сосульки роняют в снег слезы горючие. Крестьяне выходят смотреть, есть ли вокруг солнца красные круги. Если есть, значит, будет плодородие.

     7 апреля (25 марта) - Благовещенье.

     Весна зиму поборола. Начинается третья встреча весны. Зимний путь рушится за неделю до Благовещенья. Народные приметы: "Коли на Благовещенье снег на крышах лежит, то лежать ему до Егория (6 мая по н. ст. ) в поле"; "С Благовещенья осталось сорок морозов (сорок утренников) "; "Коли ночь на Благовещенье теплая, то весна будет дружная"; "На Благовещенье дождь - уродится рожь".

     На Руси исстари повелось в этот день отпускать птиц на волю. В старой Москве такой обряд совершался у Охотного ряда. Поутру горожане отправлялись к ловцам закупать птиц, а потом выпускали их в сияющее небо. Только темная ночь прекращала веселые сборища.

     Во многих селениях оставалось верование в очищающую силу огня. В ночь под Благовещенье крестьяне сжигали свои соломенные постели, прыгали через огонь, окуривали платья. Считалось, что это спасает от сглаза и порчи. Пожилые женщины пережигали в печи соль, которая, по их мнению, оказывает чудеса при разных болезнях. Из хлебного теста пекли с солью "бляшки" - небольшие булки, предназначенные для лечения скота.

     Славяне верили, что если на Благовещенье день выдастся красный, то год будет "пожарный" (засушливый). Если пойдет дождик, то год будет грибной, а рыболовы надеялись на удачный лов рыбы. Была еще странная примета о птицах, свивавших гнезда на Благовещенье, будто они за это теряют силу в крыльях и в наказание осуждаются ходить по земле, а не летать в поднебесье. "Птичка гнездышко не вьет, девица косы не плетет" - это о Благовещенье. А еще говорили: "На Благовещенье и ворон гнезда не свивает".

     8 апреля (2б марта) . В Тульской губернии была старинная примета, будто в этот день солнце встречается с месяцем, а встречи бывают добрые и худые. Добрая встреча обозначается солнцем, ясным днем. Если день солнечный, значит, лето будет хорошее. Туманный, пасмурный день был плохим предзнаменованием на лето.

     По народным поверьям, солнце и месяц с первого мороза расходятся в дальние стороны: один - на восток, другой - на запад. И с той поры не встречаются они до самой весны. Солнце не знает, не ведает, где живет месяц и что делает, а месяц не более того о солнце знает. Когда же они весною повстречаются, то долго рассказывают о своем житье-бытье: где побывали, что ведали, что поделывали. Часто случается, что месяц с солнцем на этой встрече доходят до ссоры, а это всегда кончается землетрясением.

     9 апреля (27 марта) - день Матрены-настовицы. Срок прилета настовиц-чибисов. "Чибис прилетел - на хвосте воду принес". Слыла Матрена также "полурепницей": огородники отбирали половину репы на семена.

     12 апреля (30 марта) - Иоанн Лествичник. В этот день пекут из теста "лестницы" для восхождения на небо в будущей жизни. На Иоанна Лествичника домовой бесится (до полуночи, пока не запоет петух).

     14 (1) апреля- Марьин день. "Марья, зажги снега, заиграй овражки"; "Марья половодье начинает"; "Марья - пустые щи" (запасы капусты выходят). По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются из старых гнезд (нор) в новые и в первые дни бывают слепы и глухи, а пробуждаются после того, как вороны начинают клевать их. В тот же день ворон купает своих птенцов и отпускает их "в отдел" - на отдельное семейное житье.

     На апрель приходится Радуницкая неделя. Начинается она с Фомина воскресенья (12 апреля по ст. ст., 25 апреля по н. ст. ). Первый день недели в некоторых местах России называли "Красная горка", понедельник - "радуница", вторник - "Навий день", или "Усопшие Радаваницы". Украинцы Фомин понедельник называли "могилками", "гробками", "проводами", в Киеве - "бабским праздником". Болгары справляли свою Радуницу на могилах родителей, пировали с родными, катали на могилах красные яйца. С кладбищ отправлялись в праздничных платьях разыгрывать "Красную горку" в хороводах. На "Красную горку" начинали играть в горелки, сеять просо, плести плетень. На Украине дети ходили по домам и славили "ярь", "зеленачку". Девушки гуляли по улицам и пели веснянки.

     Молодежь на Руси очень любила играть в горелки. Горельщик становился впереди пар, затем все разбегались, и он пускался догонять пары, чтобы разъединить их. Кого первым догонит и разъединит, тому и "гореть" на очереди. Полагают, что в давние времена эта игра обставлялась огнями - отсюда и "горелки".

     Под вечер раздавался голос гармошки-тальянки. "Хороводу, хороводу место!" Все больше подходит народу, хороводница запевает:

  • А мы просо сеяли, сеяли,
  • Ой, Дид-Ладо, сеяли, сеяли...

     Играющие расходятся на две стороны, одна против другой. Хороводница стоит впереди. "Нам надобно девицу, ой, Дид-Ладо, девицу!" Слов в песне много, и поют ее до тех пор, пока все девушки с одной стороны не перейдут на другую.

     Ладу вспоминают тут неспроста: ведь она - покровительница свадеб, супружеской жизни. После игры "А мы просо сеяли" начинается другая - "Перевейся, ярый хмель" и третья "Сидит дрема под окошком". Вокруг дремы сонливой, ленивой все ходят и поют: "Перестань, дрема, дремать, пора дремушке вставать ".

     А еще в старину любили разыгрывать "сходбище": на середину круга становились парень и девушка, а играющие, взявшись за руки, пели: "Как из улицы идет молодец, из другой идет красна девица... " В игре "плетень" молодцы и девицы вставали попарно и, сомкнувшись нaподoбue плетня, вытягивались в линию. Хороводница запевала: "Заплетися, плетень, заплетися! Ты завейся, труба золотая!" Плетень сначала заплетался, а под конец игры расплетался. И все звучали веснянки:

  • Приди к нам, весна,
  • Со радостью!
  • Со милостью!
  • Со рожью зернистою,
  • Со овсом кучерявым,
  • С ячменем усатым,
  • Со просом, со гречею,
  • С калиной-малиною,
  • С черной смородиной,
  • С грушами, со яблочками,
  • Со всякой садовинкой,
  • С цветами лазоревыми,
  • С травушкой-муравушкой...

     Весенние хоровые песни и веснянки звучны, торжественны, поэтичны. Они славили возвращение тепла и пробуждение природы.

     18 апреля - 1 мая по новому стилю.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть