Оглавление

Ф Е В Р А Л Ь    -    " С Е Ч Е Н Ь "

     В Древней Руси февраль был последним месяцем в году, и называли его "сечень" (сечет холодная метель), "межень" (календарная межа зимы и весны), "снежень" (снежный месяц) и "лютый" (лютует в эту пору мороз). Но существовало и другое название - "февраль-бокогрей" (солнце уже подтаивает тяжелую броню изо льда).

     1 февраля (19 января по ст. ст.) - Макарьев день: коли погода ясная, то весну ожидали рано.

     2 февраля (20 января) - Ефимий: в полдень солнце - к ранней весне. Если же в середине дня метель разыграется, то вся масленица метельной будет.

     4 февраля (22 января) - Тимофей-полузимник. Половина зимы прошла. В сумерках гудит метелица, воет ветер, бросает в лицо холодную снежную крупу. "Вьюги да метели под февраль налетели "; "Крутой мороз крепчает, а к вечеру лютует". "Бокогрей" щедр и на снег, и на холод,

     6 февраля (24 января) - Аксинья-весноуказательница: какова Аксинья, такова и весна; на полузимницу ведро - весна красная. Запомнилась Аксинья и как полухлебница (до нового урожая хлеба потребуется не менее съеденного).

     10 февраля (28 января) - Ефрем. Ветер пронесся - к сырому году. На четвертый день после Ефрема - Трифон. На него предсказателем сказывалось ночное небо: коли звездисто - к поздней весне.

     15 (2) февраля- Сретенье - зима с весной встретились. Свесились с крыш сосульки, затенькали робкие капели, на солнышке весной повеяло. "На Сретеньев день тепло льды опятнает"; "На Сретенье кафтан с шубой встретился"; "На Сретенье цыган шубу продает".

     0 весне судили так: если на Сретенье установится оттепель, то весна будет ранняя и теплая, а коли холода завернут, то жди весну холодную. Выпавший в этот день снег - к затяжной, холодной весне.

     Февраль - кривые дороги, только и объезжай сугробы. Февраль тоже синевой примечателен. Приглушенный синий отблеск сугробов появляется в ясный день.

     17 (4 февраля) - студеный Николай. Ударяют морозы.

     К 23 (10) числу приурочено такое разнословье: "До Прохора старуха охала: "Ох, студно". Пришли Прохор да Влас - никак скоро весна у нас!"

     Но Власьевские морозы 24 (11) февраля еще круты, пробирают до костей, а след от полозьев уже блестит влагой. "Прольет Власий маслица на дороги - зиме пора убирать ноги". Бывший языческий Велес - заступник стад и позже долго почитался под именем св. Власия. К его дню приноравливались самые разнообразные обряды по сохранению скота от падежа: кропили коров водой, кое-где сгоняя их для этого к центру села. Следующей ночью пастухи выходили на перекресток окликать звезды, прося их сделать так, чтобы овец по дворам было не меньше, чем звезд на небе.

     Завершается зима. В ознаменование победы сил света и тепла над силами холода устраивались всенародные масленичные гулянья.

     Масленица была самым раздольным и веселым праздником. В южнославянских и западнославянских странах божество зимы Морена уступала свое владычество Ладе, олицетворявшей весну. Целую неделю шло веселье. Каждый день масленичной недели имел свое имя. В первый день масленицы на Руси народ справлял "встречу честной масленицы, широкой боярыни ". Дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, с песнями, причитаниями. Сбегая с гор, кричали: "Приехала масленица, приехала масленица!" Встреча заканчивалась кулачными боями. В некоторых местах приготавливали соломенную куклу-масленицу, надевали на нее кафтан и шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти. Эту масленицу-куклу ввозили на санях в гору с причитаниями встречи.

     К первому дню масленицы устраивались общественные горы, качели, вислые и круглые балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не отведать сладких яств значило в старину жить в горькой беде, лежать калекой без ног или быть дряхлым стариком.

     Москвичи справляли масленицу у Красных ворот. Богатые люди с понедельника начинали печь блины, бедные делали это лишь с четверга или пятницы. Первый блин клали на слуховое окошко для душ родительских; старухи, кладя блин, приговаривали: "Честные наши родители, вот для вашей душки блинок! " Приготовление блинов было большим искусством, а рецепты хранились втайне. Тещи приходили к зятьям в дом поучить своих дочек печь блины.

  • Масленица-кривошейка,
  • Встречаем тебя хорошенько!
  • С блинцами, с каравайцами,
  • С вареничками!
  • Масленица-блиноеда,
  • Масленица-жироеда,
  • Масленица-обируха,
  • Масленица-обмануха!
  • До поста довела,
  • Всю еду взяла,
  • Дала редьки хвост
  • На великий пост!
  • Мы его поели -
  • Брюxa заболели...

     Второй день масленицы (вторник) - заиигрыши. С утра приглашали девиц и молодцов поесть блинов и покататься на горах, что устраивали во дворах. Матушки посылали "позываток" по родным и знакомым дочек и сынов с наказом:

     "У нас горы готовы, блины испечены - просим пожаловать!" Позываток встречали с почетом и приветом и отпускали с наказом "кланяться хозяину и хозяйке с детками". (Отказ же объявлялся условленным общим выражением: "У нас у самих горы состроены и гости прошены".) После угощений гостей отпускали покататься на горах.

     На "лакомки" в среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а чтобы позабавить любимого зятя, созывали всех родных, пекли блины, оладьи, творожники.

     Среда - "лакомка", за ней - "разгуляй-четверок". Вершина праздника отмечалась взятием снежных городков. Деревенские молодцы выступали за осажденных и осаждаемых; в баталиях по взятию снежных городков участвовали пешие и конные. Такая игра в войну доставляла нашим предкам особое удовольствие.

     В деревнях на широкий четверг составляли "потешный поезд". Под Клином, например, он выглядел так: на сани-розвальни ставили бревно-слегу с надетыми на него колесами. На верхнее колесо усаживался весельчак-прибаутник в белом балахоне. В сани вскакивала разодетая молодежь, и поезд с гиком и песнями выносился шестеркой коней на улицы. На первом коне сидел верховой в кафтане, перехваченном крест-накрест кушаками, на плечах у него развевались соломенные эполеты. Впереди всех скакали дети.

     В Переяславле-Залесском, Юрьеве-Польском и Владимире возили по улицам мужика с вином и калачами. Для поезда выбирали огромные сани, привязывали в середине столб, на столбе колесо, на то колесо и сажали мужиков. За санями тянулся поезд с народом.

     В старину на санях возили дерево, украшенное лоскутами и бубенчиками. В Архангельске прежде мясники возили быка по городу на огромных санях, к которым прицеплялся поезд с народом. В Ярославле с четверга пели Коляду. Кулачные бои начинались с утра и продолжались до вечера.

     Пятницу называли "тещин вечер ": в этот день зятья ходили к тещам в гости. Субботу - "золовкины посиделки", посещение родных.

     На "тещины вечерки" зятья угощали своих тещ блинами. Приглашения были почетными - со всей родней к обеду или на ужин. Зять был обязан лично пригласить тещу, а потом утром присылать за ней нарядных "зватых". Чем больше- приходило "зватых", тем больше почестей оказывалось теще. За хлопоты "зватые" с обеих сторон получали подарки.

     Воскресенье - "прощеный день". Прощались с масленицей, с сытым празднованием. Просили у родных и знакомых прощения за нанесенные обиды. На прощеный день ездили одаривать кума с кумой, родные приходили к старшему в роду, бедные - к богатым. Прощание звучало так: "Прости меня, пожалуй, буде чем виноват пред тобой!" Прощание заключалось в поцелуе и низком поклоне. Между домашними прощение бывало после ужина, перед сном: дети кланялись в ноги родителям, просили прощения и, высказав, что на душе лежало, принимались за песни да пляски.

     В Москве любимыми местами народных гуляний были Марьина роща, набережные Москвы-реки и Неглинной. Тут не только вдоль берега, но и на льду ставили шатры, палатки, шалаши, крытые рогожами, а где-то лубком. Главный шатер - "колокол" украшали зеленой елкой, над древком развевался нарядный флаг. Вдоль торговых рядов ходили разносчики и предлагали кто блины, кто орехи и пряники, а кто и напитки: сбитенщики угощали сбитнем, бузники наполняли чаши бузой. В балаганах показывали представления, -тягались силой, забавлялись фокусами. Шумно было на качелях и каруселях. Устраивали рысистые состязания, пели:

  • А мы Масленицу провожали,
  • Ой ли, лели, провожали!
  • Во земельку мы закопали!
  • Ой ли, лели, закопали!
  • Поносивши воду, ножками притоптали,
  • Ой ли, лели, притоптали!

0 русской масленице в народе сохранилось много поговорок. Среди них и такие: "Не все коту масленица! "; "Масленица семь дней гуляет"; "Милости просим к нам об масленице со своим добром, с честным животом"; "Выпили вино об масленице, а с похмелья ломало после радуницы".


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть