Оглавление

Б И Б Л Е Й С К О Е   И   Я З Ы Ч Е С К О Е

"Плясунья" Деталь обруча XII-XIII вв. Старая Рязань.

Если в сопели и бубне еще возможно предположить черты натуральных местных инструментов, то волынка с шарообразным мехом - это известный знак, лаконичная форма которого унаследована от западноевропейского хоруса. Точно такой знак волынки мы уже встречали в числе каноничных "библейских" инструментов в "Кинге глаголемой Козмы Ипдикоплова".

"Гусляр" Деталь обруча XII-XIII вв. Старая Рязань.

Дохристианское, а одновременно и антихристианское время языческих игрищ призвана в миниатюре олицетворять фигура плясуньи, одетой в рубаху-долгорукавку. В таких рубахах язычники показаны глумящимися в клейме "Поругание Христа" на иконе XV в. В подобном одеянии нарисована танцующая Саломея в Евангелии 1605 г. из Ипатьевского монастыря. В обсуждавшейся мелетовской фреске справа от Анта-скомороха изображена танцующая женщина; можно с уверенностью предполагать, что на ней надето платье с длинными, хотя и широкими, рукавами,- подобные известны в памятниках Византии. Различных фасонов долгорукавные платья, в которые одеты ликующие в танце женщины, хорошо представлены в миниатюрах византийской Ватиканской псалтири (ок. 1059 г.). Произведения светского искусства Византии также демонстрируют танцующих в долгорукавках.

И на Руси этому найдутся аналогии. Плясуньи в долгорукавках рядом с гудцами - характерные персонажи браслетов-обручей XII-XIII вв. Однако, эти памятники не поддерживают идеологических традиций церковного изобразительного языка. Награвированные на обручах сцены призваны в лучшем смысле прославить языческие обряды; обручи - внецерковные обереги. Признав все это, было бы непросто провести границу различий между изображениями на обручах и иллюстрацией "Игрища славян", если бы не обнаруженные выше в этой иллюстрации символы "библейских" инструментов. Оформитель летописи, допустим, не по всем показателям, но был подчинен требованиям церковного книжного языка. Гравировщики же обручей, придерживаясь более древних идеалов культурной жизни Руси, конкретнее изобразили инструменты языческих праздников: как не заменили они крыловидных гуслей на шлемовидные, так же точно на месте дуды-козы не изобразил и волынку-хорус.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть