Оглавление

" И Г Р И Щ А   С Л А В Я Н "

И на первом же шагу - неожиданность: мирских сюжетов, рассказывающих о музыкальной инструментальной культуре Руси, если не считать сигнальных инструментов в пастушеских или ратных эпизодах, всего лишь один - это упоминавшаяся ранее миниатюра из Радзивиловской летописи "Игрища славян".

"Игрища славян". Миниатюра. Радзивиловская летопись. XV век.

Необходимо напомнить, что Радзивиловская летопись признана памятником сложным. Общераспространенные для летописей условные элементы ее художественного языка иногда соседствуют с документальным и древнерусскими вещами домонгольского периода, а иногда - с реальным и предметам и своей эпохи, немалая часть которых имеет западноевропейское происхождение. О том же говорит и состав представленных в книге музыкальных инструментов. Если, например, в Лицевом летописном своде XVI в. независимо от сюжета - мифологического ли, далекого или близкого во времени, пастушеского или ратного - мы постоянно встречаем обобщенный знак сигнальной трубы, в идеале известный нам по фрескам XII в., то в Радзивиловской летописи знак упредительного инструмента предстает в трех таких вариантах: рог-олифант, обычная продолговатая труба, труба со свернутым, как у современного сигнального горна, стволом. Первые два издавна фигурируют в иконографии и соответствуют каноническим "библейским", а третий-труба со свернутым стволом, к тому же снабженная вымпелом, как на л. 167 и 168, является бесспорным признаком западного инструментария XV в., хотя можно было бы указать на примеры и более раннего времени.

Миниатюра "Игрища славян" - л. 6 об .- приходится на начало летописи, где, как принято считать, западные элементы встречаются реже, нежели во второй половине книги 68. В тексте речь идет о едином у племен радимичей, вятичей и северян обычае сходиться "на игрища, на плясания и на всякие бесовские песни". Музыкальные инструменты не упоминаются, но их наличие в языческом празднике миниатюристу представлялось бесспорным; его задачей было показать архаичный относительно XIII-XV вв. восточноевропейский ансамбль. И, можно допустить, один из его вариантов, характерный, по крайней мере, для времен и не позднее XII в., он изобразил. Но как? Во всей этой сцене с участвующими в ней бубнистом, сопцом, волынщиком, плясуньей и другими персонажами переплелись символика и реальность, где реальность, если быть точными, стремится обрести черты знаковости.

Сопель, безусловно, напоминает новгородскую находку XI в., но мы не знаем, в каких пропорциях она бы предстала, будь изобразительная манера в данной рукописи не столь беглой; ее следует воспринимать не более как условный знак сопели вообще, а еще точнее - как знак дудки с не известным звукообразовательным устройством; термин "сопель" по отношению к данному изображению весьма слабо аргументируется единственным его упоминанием в Радзивиловской летописи на л. 111 об. Комплекс бубна и вощаги в виде кнута с шаром-ударником неповторим во всей европейской иконографии. П. И. Савваитов называл вощагу принадлежностью происходящ его из Турции тулумбаса. Он ссылался на письменные источники XVI- XVII вв., однако среди иллюстрированных им древностей вощага отсутствует. Изображение ратного тулумбаса имеется в Никоновской летописи XVI-XVII вв., но и там он не укомплектован вощагой. В виде тройной, двойной или одинарной плети с шариком на конце она встречается в иконописных сюжетах "Флор и Лавр", "Бичевание Христа", иногда кнут, завершающийся одним-тремя шариками-узелками, держит пастырь в сюжете "Рождество Христово". Вощага как орудие истязания изображалась и в западных источниках, например в чешском Пассионале аббатисы Кунгуты 1319-1321 гг. В том виде, в каком вощага изображена в Радзивиловской летописи и какой ее можно представить по описаниям, если и использовалась как ударяющий предмет по мембране бубна, то разве что для подачи сигналов в ратной обстановке, где, наверно, не было необходимости в исполнении сложных ритмических фигур: ею возможно извлечь сравнительно громкий, отрывистый звук, но не частый, какой бывает нужен при исполнении, допустим, народной танцевальной музыки.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть