Оглавление

З А Р О Ж Д Е Н И Е   Т Р А Д И Ц И И

Ответ возможен следующий. Обращение к местному музыкальному миру, точнее, к одному, если в данном случае не единственному, из его инструментов не мешало миниатюристу следовать такому обычаю оформления псалтирей и подобных книг, который, в сущности являясь общеевропейским, на Руси приобрел местную специфику - показывать царя Давида с русскими гуслями, и не крыловидными, как в руках скоморохов на светских браслетах-обручах, а исключительно с конструктивно родственными западным псалтерионам гуслями шлемовидными, чему находятся подтверждения в целом ряде древнерусских лицевых книг.

Не станем их перечислять, ибо в большинстве они известны, а напомним для примера лишь некоторые, в которых эти гусли участвуют в ансамбле с другими инструментами. Таковы миниатюры "Царь Давид составляет Псалтирь" из Годуновской псалтири 1594 г. и "Лик Давидов" из "Книги глаголемой Козмы Ипдикоплова" XVI в.

Давно уже замечено, что спустя три века после создания Хлудовской псалтири XIII в. миниатюристы рисуют почти прежний состав ансамбля Давида. Различие взглядов обнаруживается, как говорилось, в том, что одни исследователи видят в этом ансамбле преобладание древнерусских инструментов, другие, наоборот,- иностранных.

Н. Ф. Финдейзен по этому поводу говорит, "что только гусли (шлемовидные.- В. П.) во всевозможных вариантах изображений Давида-псалмопевца или в руках "ликовствующпх" святых и пророков брались миниатюристами из действительной жизни (Новгорода, Москвы), а остальные инструменты, струнные - рубебы, круты, Platerspiel, органы и даже трубы - писались по заграничным трафаретным образцам...".

В целом соглашаясь с таким выводом, для гарантии его правильности коснемся в вышеуказанных иллюстрациях XVI в. лишь некоторых деталей, которые могут показаться русскими. На миниатюре из Годуновскои псалтири кроме шлемовидных гуслей о местных инструментах напоминает смычковый - в группе музыкантов справа, но не столько формой, близкой к скрипке, сколько вертикальным положением в момент игры. Однако так иногда держат инструмент при игре и за рубежом.

На миниатюре из второго источника, как и на первой, гусли соседствуют с тимпанами, олифантами, хорусом (Platerspiel'ем), органами и другими, среди которых опять лишь смычковый, показанный на иллюстрации дважды, очень похож уже и формой, и вертикальным положением при игре на наши гудки, но почему-то миниатюрист не снабдил ни одного из двоих музыкантов лучком, словно не видел живых гудочников.

Аналогичны вышеприведенным и "оркестры" на л. 654 об. и 663 об. из Лицевого летописного свода середины XVI в. На них требовалось изобразить инструменты времен Троянской истории, которых художник, разумеется, не видел, но допустим, старался найти им эквивалентные. Сюда в обоих случаях вошли шлемовидные гусли; рядом с н ими - "общеевропейские" барабаны; четырехструнные смычковые с выраженной, как па Западе, талией, хотя и в вертикальном, как у нас положении при игре; на одной миниатюре показа но, судя по другим изображениям летописного свода переделанное из кузнечного горна сооружение - символ органа; на другой-три "общеевропейские" трубы". \

Даже в упомянутых ранее миниатюрах Радзивиловской летописи строгий взгляд имеет право искать нерусский элемент, хотя, казалось бы, зачем, если сюжеты рассказывают о местных событиях. И все-таки миниатюра "Искушение Исакия" посвящена не столько случаю из жизни печорского монаха, сколько назиданию культового характера.

Вспомним, что одни и те же инструменты, согласно множеству изображений, участвуют и в воздаянии хвалы "творцу", и в поругании Христа, а в данном сюжете, вероятно исключительном, инструментами владеют антиподы положительного бога, представшие перед Исакием в образе сияющих, как солнце, ангелов и Христа. И, по всей видимости, культовой направленностью сюжета обусловлено то, что именно здесь, а не в "Игрищах славян" помещены шлемовидные гусли; рядом с ними - труба и различные ударные, в тексте поименованные сопелью и бубнами, которые, особенно из-за наличия среди них тарелок-кимвалов, нельзя считать только русскими; все он и вполне соответствуют обычному составу "библейских", т. е. зарубежных, инструментов.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть