Оглавление

Д А В И Д   С
Ш Л Е М О В И Д Н Ы М И   Г У С Л Я М И

И тем не менее, помня, что Хлудовская псалтирь - русская, мы всегда вправе задумываться: вполне ли он игнорировал инструменты, виденные в новгородской жизни? По-видимому, нет, потому что некоторые, хотя бы опосредованные, точки соприкосновения с древнерусскими инструментами читатель уже мог предположить. Особый же интерес в этом смысле представляет другая миниатюра Хлудовской псалтири - на л. 39.

В нижней части листа нарисован сидящим Давид-пастырь. На коленях у него - шлемовидные гусли с вогнутым основанием. Более раннего их изображения мы не знаем. Они достаточно широко представлены в других древнерусских, в том числе и новгородского происхождения, рукописях XIV и последующих веков ". С их изображением найдены в Новгороде маленькая свинцовая пластинка XIII- XV вв.. и изразец в слое XV в., последний демонстрирует гусли с прямым основанием. Наконец, здесь же в слое XIV в. раскопан пока что единственный обломок полочки гуслей данного типа; насколько оп позволяет судить, в основании гуслей имелся изгиб вовнутрь. Шлемовидные гусли можно назвать инструментом общеевропейским, так как конструктивно похожие образцы псалтерионов были распространены на Западе. Из них наиболее близкий показан во французской Псалтири 1210-1220 гг.39 В то же время их "западные" формы узнаются, как правило, с первого взгляда. Кроме того, при игре они всегда, в противовес нашей традиции, располагались не па коленях, а на груди, основанием вверх. Что же касается упомянутой выемки в основании гуслей, то таких аналогий за пределами Руси неизвестно.

Все это делает безусловным тот факт, что, оформляя 39-й лист, художник Хлудовской псалтири (а может быть, это уже другой мастер?) по каким-то причинам посчитал возможным "вручить" Давиду местный, новгородский инструмент. Выло ли это с его стороны вольностью?


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть