С Т Р У Н Н Ы Е

Номинальное число струнных инструментов, найденных в виде крупных частей или мелких деталей в 1992 г., достигло 65. Из них 30 шпеньков - это детали для натяжения струн, сходство между гусельными и гудочными затрудняет их классификацию.

Гусли

Бесспорно классифицировано 18 образцов. Из них пользуясь терминологией К.А. Верткова, гуслей шлемовидных - 1 экз., гуслей крыловидных - 17. Это струнные щипковые безгрифовые музыкальные инструменты. Образованию "чистого" резонанса как основы их звукообразовательного принципа способствует свойственный каждому из них вариант стационарного струнодержателя.

Крыловидные гусли

Крыловидные гусли с характерным для них веерообразным расположением струн бытовали в двух разновидностях: у одних было игровое окно, у других его не было. При строительстве тех и других соблюдались следующие общие правила. Из цельного бруса дерева изготавливался корпус, в нём долбилось корытце, в выступающей от корытца части - окрылке - просверливались отверстия для шпеньков, и, если требовалось, вырезалось игровое окно. Цельной выстругивалась и палочка (дека), которая крепилась поверх корытца, как правило, с помощью клея, вероятно, рыбьего. Свидетельством приклейки являются насечки по краям корытца и с нижней стороны палочки. В узком конце палочки располагались или специальные два ушка, или вставные "утицы" с продетым в них стержнем-струнодержателем; первый вариант присущ гуслям с игровым окном, второй - гуслям без окна. В обломке одной из трёх палочек, датированных XI - XIII вв., имеется отверстие величиной 2 Х 3 мм. Изготовлялось ли оно в роли голосника - определённо сказать невозможно. Тем более, что характерное отсутствие голосников в гуслях прослеживается в изобразительных источниках вплоть до рисунка пятиструнных гуслей в "Дисертации о русских древностях" М. Гютри - 1795 г.

Гусли с игровым окном из слоя XII века, реконструкция

Подвергались реконструкции четыре образца гуслей с игровым окном. Длина меньшего из них 36 см, большего - 85 см. Число струн бронзовых или кишечных - от 5 до 8 (9?). При строительстве таких гуслей использовались можжевельник, ель, сосна, дуб, берёза. Характерны сочетания в одном инструменте двух пород - хвойной и лиственной. В художественном оформлении использовались животные и растительные мотивы с элементами плетёнки.

Гусли 'СЛОВИША', XI век, реконструкция

Корпус пятиструнных гуслей 1070 - 1080 гг. был изготовлен из сосны и имел дубовую полочку. На бортике уцелела резная надпись "СЛОВИША". По лингвистически обоснованной точке зрения А.А. Зализняка, СЛОВИША - это, вероятнее всего, личное имя инструмента, а не его владельца. Надпись гласит также о принадлежности гуслей славянину.

Богатством резных художественных украшений отличаются шестиструнные гусельки первой половины XII вв.

Гусельки из слоя начала XIII в. имеют семь струн. Их корпус берёзовый, палочка из сосны. Полочка вставлена в специальный паз, отобранный по всему периметру корытца, как в польских гэншьле XI в. из Ополе.

Обломки больших гуслей, изготовленных из сосны и украшенных резьбой растительного характера, обнаружены в слое 1240 - 1260 гг. В прежних публикациях эти гусли - девятиструнные. Но всё же восьмиструнный вариант их реконструкции более отвечает расположению древесных волокон в оригинале и его художественным контурам.

Наличие у рассмотренных инструментов игрового окна предполагает их вертикальное, подобно щипковым лирам, положение при игре. Но обосновать способы игры на них невозможно без изучения другой разновидности крыловидных гуслей.

Гусли без игрового окна в новгородской археологии прослеживаются в слоях XIV - XV вв. Но знали о таковых на Руси уже в XII в., о чём свидетельствуют их изображения на створках обручей из Киевского и Старорязанского кладов. Образцов гуслей с иным числом струн, кроме пяти, пока что не выявлено. Корпусы долбились из хвойных древесных пород. Им свойственны полочки со вставными "утицами" струнодержателя .

Большие из них, длинной 53 или 56 см, изъятые из слоя 1370-х гг., кроме предполагаемого завитка в верхней их части, особых украшений не имели.

Меньшие, длиной до 37 см, попали в культурный слой на рубеже XIV - XV вв. Они украшены резьбой; примечательна свастика, в вариациях доведённая до образа священной лозы .

Наконец, частичная реконструкция гуслей конца XIV в. показывает, что в окрылке, также как и в предыдущих двух инструментах, могло разместится пять шпеньков.

На гуслях, не имевших игрового окна, музицировали, держа их в горизонтальном положении. Расположив левую руку на струнах, а правой бряцая по ним, играли скоморохи, запечатленные на створках известных обручей из Киевского и Старорязанского кладов XII - XIII вв. То же, но с подробностями, подтверждают и материалы музыкальных этнографических экспедиций в некоторые из бывших окраин Новгородского государства. По постановке левой руки узнаётся тот или иной из основных двух способов игры. Первый способ: три пальца левой руки, располагаются между струн и одновременно перемещаясь в плоскости полочки вниз-вверх, по мере надобности глушат то минорное, то мажорное трезвучия. При втором способе те же три пальца левой руки, располагаясь поверх струн, выполняют не только роль глушителей, но и могут извлекать отдельные звуки. Оба эти способа игры применимы к гуслям с игровым окном с той лишь разницей, что пальцы левой руки касались струн с тыльной стороны инструмента.

Струны крыловидных гуслей традиционно настраивались в диатоническом порядке. Таким же был строй и гуслей шлемовидных.

Шлемовидные гусли имели не менее десяти струн. Струны располагались параллельно и крепились одним концом к шпенькам, а другим - к изогнутому и приклеенному к полочке деревянному струнодержателю. Раннее их изображение помещено на листе 39 в Хлудовской Псалтири конца XIII в. Родственный им на Западе был псалтерион. Похоже, что оба инструмента возникли на основе общей древней консруктивной идеи.

Из культурного слоя Новгорода происходят:
маленькая свинцовая накладка XIII -XV вв., на ней изображены шлемовидные гусли с вогнутым основанием; наконец, обломок дубовой полочки гуслей данного типа, датируемый концом XIV в. На обломке сверху сохранились следы приклейки струнодержателя, а снизу следы приклейки его самого к корпусу гуслей, что и позволяет обобщённо представить эти гусли с вогнутым основанием.

Гудок

Гудок, XII века, реконструкция

Струнный смычковый без грифовый музыкальный инструмент. Его грушеобразные контуры включают в себя головку с тремя шпеньками, короткую шейку и долблёную полость или сосуд, который сверху накрывался полочкой. Посередине полочки имелись два полукруглых выреза, в районе которых устанавливалась способная перемещаться кобылка (подставка). Через её верхнюю грань от струнодержателя к шпенькам тянулись три кишечных струны. Кобылка, передавая вибрацию струн корпусу гудка, механически влияла на резонансный процесс, чего нет в гуслях. Звук на гудке извлекался изогнутым погудальцем (смычком), прядь его конских волос натиралась смолой хвойных деревьев.

Предполагается, что упоминаемые в письменных источниках названия "смык" в XI - XVI вв. и "гудок" в XVII в. и позднее относились к конструктивно одному бытовавшему на Руси смычковому музыкальному инструменту. В устной народной поэтической традиции почти не упоминается о смыке, и, напротив, популярен гудок. Этимологически ближайшим к гудку является болгарский смычковый инструмент - гъдулка. В изображениях XVII - XIX вв. гудок конструктивно подобен и болгарской гъдулке и одновременно новгородским археологическим образцам смычковых инструментов. Вот почему за последними в науке утвердилось название - гудок.

На Западе родственным гудку был смычковый музыкальный инструмент - фидула (лат.), фидель (нем.).

Сложная относительно гуслей конструкция гудка предполагает исторически более позднее и географически иное происхождение. Это подтверждается хотя бы тем, что Античная Греция, через которую в Европу проникали струнные щипковые, не знали смычковых. Названия частей европейских смычковых - головка, шейка, кобылка или седло - как принято считать, указывают на них связь с центральноазиатским культом лошади. В подлинной мифологической грандиозности предстаёт образ гудка в знаменитой былине "Вавило и скоморохи". Силой волшебства святых скоморохов Кузьмы и Демьяна вожжи превращаются в "шёлковые струнки", а кнут - в "погудальце" для того, чтобы "заиграл Вавило во гудочек". При этом не упомянутый в былине конь, от головы которого вдоль шеи тянутся вожжи - струны, и есть корпус сакрального гудочка.

В Новгороде собраны археологические свидетельства о 17 гудках. Большинство из них делалось из хвойной, с преобладанием еловой, древесины. В двух использовался клён.

Гудочек из слоя первой половины XIV в. сохранился полнее других. Его долбленный из ели корпус соединялся с полочкой при помощи клея, об этом свидетельствуют насечки, нанесённые ножом по кромке корытца. В центре полочки прорезаны два сегментовидных голосника, в верхней её части - узор, знак из шести отверстий, ещё одно отверстие пониже голосников, по - видимому, намечает место для кобылки. Утрачены струны, три шпенька и весь струнодержатель с кобылкой.

При неизменном конструктивном назначении струнодержателя его форма, материалы и способ крепления были различны. В рассмотренном выше гудочке использовалось сквозное отверстие, в котором закреплялась кожаная или жильная петля; к ней привязывались струны. в другом случае струны могли крепится к металическому гвоздю, как в гудочке, строившемся неумелыми руками отрока. В третьем случае петля обхватывала выступ, образованный или полочкой, как в реконструированном гудке XII в., или корпусом, как это было у гудка XI в. - древнейшего из новгородских.

Головка гудка могла украшаться резным орнаментом . Иногда в головке, помимо трёх шпеньковых отверстий, сверлилось четвёртое, в него вдевался шнурочек для подвешивания.

О стадиях строительства гудка дают представления две заготовки из слоёв XIV - XV вв. В одной из них, обгоревшей при пожаре, сосуд остался не выдолбленным.

Археологических образцов погудальца пока что не выявлено. Его реконструкция осуществленна по изобразительным и этнографическим материалам.

Теперь в двух словах об основном реконструкторском методе. После извлечения обломка музыкального инструмента из влажного культурного слоя необходимо сразу же изготовить его копию. Из бруса современной размоченной и соответствующей подлиннику породы древесины изготавливается его копия вместе с научно обоснованным вариантом реконструктивного дополнения. Далее копия тонируется под цвет археологического образца, а дополненные части остаются светлыми. В отличии от подлинника такая копия, высыхая, даёт естественную усадку, в следствии чего без особых математических расчётов сами собой определяются размеры древнего музыкального инструмента в его здоровом сухом состоянии.

Таковы краткие сведения о древнем новгородском инструментарии, богатейшее собрание которого вместе с реконструкторским опытом давно уже способствует решению проблем музыкальной археологии в других местностях. Вот почему одна из археологических находок IX - XIV вв. в Хедебю (Норвегия) была определена как заготовка фиделя, то есть инструмента, идентичного гудку, а гданьская находка гэншьле (Польша), то есть гуслей XIII в., доказательно реконструирована как щипковый музыкальный инструмент. Точно также по сравнительно небольшому обломку удалось реконструировать и псковский гудок XIII в., принадлежавший, вероятнее всего, профессиональному музыканту - скомороху.

Всё это, обнажая подчас неизвестные стороны европейской музыкальной культуры, не может не влиять и на понимание некоторых общеисторических процессов в средневековой Европе.


На главную страницу сайта