Оглавление

З Е М Л Е Д Е Л Ь Ч Е С К И Й
К А Л Е Н Д А Р Ь    С Л А В Я Н

     Земледельческий календарь славян - это прежде всего отражение их забот, связанных с выращиванием хлеба. Существует множество славянских пословиц о хлебе типа "У кого хлеб родится, тому и веселиться", "Все добро за хлебом", "Дорогой товар из земли растет", "Животинка водится, где хлеб родится".

     С хлебом были связаны многие обряды. Во время жатвы в Литве оставляли несколько колосьев в честь "бабы-ругия", т. е. ржи, в России - в честь Волоса. У южных славян долго сохранялись девичьи пляски и игры в честь наступления жатвы. В этот день одну девушку, убранную колосьями и полевыми цветами, водили по селу как богиню земных плодов, которую звали Додола, Драгайка, Плуга и т. п. В России этому обычаю соответствовал обряд под названием "именинник", согласно которому последний сноп украшали или наряжали в сарафан и кокошник и носили с плясками по деревням, поздравляли всех с окончанием жатвы.

     Почти каждому занятию в славянском быту отводился определенный день в календаре, в христианское время они стали называться именами церковных праздников, но частично сохранились и с названиями сельскохозяйственных работ. Не случайно в названиях многих таких праздников были соединены имя святого и прозвище чисто земледельческого происхождения, как, например, день Алены-льняницы, Иеремии-запрягальника, или запашника (в этот день запрягают лошадь, крепят соху и приступают к пахоте), день Феодосии-колосницы (когда начинают колоситься хлеба), день Акулины-гречишницы, Натальи-овсяницы, Феклы-заревницы (день начала молотьбы и топки овинов).

     Народные пословицы содержат полный курс сельского хозяйства с советами и предостережениями, обретенными долгим опытом славянства и выраженными в эпической форме. Обычно пословицы отражают характер трудовой земледельческой работы. Недаром она называется "страда" (вспомним Н. А. Некрасова - "B полном разгаре страда деревенская... ") и происходит от слова "страдание" откуда пошли и пословицы типа "Горька работа, да сладок хлеб".

     Важнейшим из всех земледельческих орудий считалось то, которое человек употреблял во время сева хлеба. Такие орудия - разной формы и по-разному называвшиеся, встречаются у всех народов мира. На Руси они впервые упоминаются в "Русской правде ", где говорится: "Дал ему господин плуг и борону... " У Геродота есть запись скифской легенды о том, как золотой плуг упал с неба и лишь младший из царских сыновей оказался в силах поднять его. Этот плуг стал символом царской власти. В египетских рельефах встречается изображение плуга, который держит в руках фараон.

     В чешских и сербских песнях герой отправляется на войну, повесив плуг на гвоздь.

     На Руси существовало какое-то мифическое существо, называвшееся "Плуга". В русской летописи записано: "На вечери Рождества Христова и Богоявления Колед, Плуг и Усений (Овсень) не кликати". Существовало на Руси и древнеземледельческое орудие "рогалие". Нестор записал в летописи: "Аз же пристроих семь дней рогалие, ими же копати землю".

     По-латыни слово "Arator" означало "бык", "таурус", "рог", и всякий рогатый скот во всех космогониях древности был постоянным символом света и его плодородной силы, а позднее и земледелия. Корова стала мифическим олицетворением земли не только как материка, но и как производящей силы. Санскритское слово "Go", сохранившееся в русском слове "говядина", означало одновременно и "корова", и "земля". Все богини земли и хлебопашества непременно имели в своей свите и корову, а египетская Изида нередко изображалась с коровьей головой. Бык или вол встречались как аллегории земледелия. Возможно, поэтому в земледельческий период бог скота на Руси Волос, как считают некоторые ученые, стал покровителем и хлебопашества (вспомним обычай "завивать Волосу бородку" или оставлять несколько несжатых колосьев "Волосу на бородку").

     Примечательно, что в древности человек находил какое-то родство в понятиях плуга и корабля. Поэты и поныне сравнивают нивы с морскими волнами. Может быть, поэтому русское слово "плуг" и немецкое "der Pflug" берут свое начало от санскритского "plava" - корабль и связываются таким образом с глаголом "плавать", "плыть".

     Понятие семени и посева во всех индоевропейских языках имеет родственное звучание: у сербов богиню хлебопашества звали Сева, на санскрите "sitia", что значит "жито", отсюда и Сита -индийская богиня хлебопашества. Хлебное семя - зерно, немецкое - "Korn", литовско-латышское - <     У всех народов хлеб почитался лучшим благом земли, дающим жизнь. Cлавянские "жито", "живот", "жизнь" соответствуют немецким "Leib" и "lehcn", а русское "хлеб" является точным синонимом "жито". Славянское "рожь" ("родить", "урожай") происходит от корня "род".

     В представлениях о добре и богатстве хлеб занимает первое место в народных сказаниях, ибо славяне утверждали, что "Все добро от хлеба". И скотоводство в какое-то время отошло на второй план, словно подтвердив новую славянскую мудрость: "Скотинушка родится, где хлеб водится". Слово "товар", происходившее от слова "тур" (лат. "Taurus" - бык), во многих славянских языках означало "гурт скота", что из земли родится, т. е. означало "хлеб".

     В период перехода к земледелию плуг стал принадлежностью земледельца и целого племени, покоривших землю и владевших ею, поэтому плуг в народных сказаниях неоднократно выступает символом царства. У чехов в государи избирали того, кто обедает на железном столе (на плуге), а у скифов, как уже говорилось, царю- отцу наследовал тот из сыновей Таргитая, который в силах был справиться с золотым плугом, упавшим с неба на скифскую землю.

     В русских былинах обладателем этого небесного плуга был Микула Селянинович, богатырь, крестьянский сын. Это о нем сказано: "Тоби было, Микулушка, пахать, да орать, тоби было, Микулушка, крестьянствовать". Род Микулушки, как говорится в песне, "любит Мать-сыра-земля", и вся дружина мудрого Вольги Всеславича не в силах поднять позолоченную сошку Микулину, которая, когда сам богатырь подбросил ее, улетела под облака. Это появление символического плуга в руках богатыря-пахаря, богатыря- крестьянина прямо указывает на непосредственное владение землей тех, кто ее обрабатывал, - крестьянства.

     Интересно, что приведенное скифское предание о плуге очень напоминает сказание русских былин: подобно тому как младший сын скифского царя лишь один в силах овладеть небесным плугом и за эту свою силу награжден наследством всей земли скифской, точно так же и наш русский Иван, тоже младший из сыновей, часто призывается в сказках поднять камень, который братья его не в силах сдвинуть с места, и благодаря могучей силе достигает цели своих поисков - получает отцовское наследство. Сам же золотой плуг скифского царя очень похож на золотую сошку Микулы Селяниновича. Вот оно - наследие тысячелетий...


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть