Оглавление

Н А Р О Д Н Ы Й    С Л А В Я Н С К И Й
КАЛЕНДАРЬ

     Народный календарь пронизывал всю жизнь славянина, который отмечал около 250 особых дат. Связанные с ним хозяйственные вехи, ритуалы, предсказания, которые надо было учесть при планировании предстоящего цикла работ, рекомендации, которые предстояло выполнить "сегодня", в соответствии с предшествующими указаниями - все это в целом представляло своеобразную сельскохозяйственную энциклопедию.

     Народный календарь содержит результаты огромной, в полном смысле слова исследовательской работы. В книге Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян" показано, что первые календарные праздники сложились в эпоху позднего палеолита, начавшуюся 40 - 45 тыс. лет назад. Их отголоски сохранились в народных ритуалах, отправлявшихся в дни Благовещенья (25 марта), Юрьева дня (23 апреля), Рождества Богородицы (8 сентября) и Воздвиженья Креста (l4 сентября). Основной массив сельскохозяйственного календаря формировался уже после овладения земледелием и скотоводством, что на территории Европы произошло 9 тыс. лет назад. Собственно славянское земледелие по разным оценкам насчитывает от 2 до 6 тыс. лет. Б. А. Рыбаков дал описание славянского календаря IV в. н. э. : это календарь, нанесенный на поверхность найденного в селе Ромашки Киевской области глиняного кувшина. Календарь охватывает период с 1 апреля по 7 августа и особо отмечает праздники, позже названные днями Бориса и Глеба (2 мая), Ярилы (4 июня), Купалы (24 июня), Перуна (Рода, Ильи - 20 июля).

     Что же касается мифологии, то каждому божеству Пантеона князя Владимира, как известно, соответствовал свой день недели, причем он не всегда соответствовал "порядку", перечисленному в летописи. Так, у Перуна был четверг, у Хорса - понедельник, у Даждьбога - воскресенье, у Стрибога - вторник, у Симаргла - суббота, а у Мокоши - целых два дня: среда и пятница.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть