Оглавление

Л И Р А   И Л И   Г У С Л И ? . . .

Инструмент, на котором играет Соломон, внешне из-за своей схематичности равно напоминает как новгородские, так и не новгородские. Его неопределенное положение подкрепляется в особенности тем, что художник ни малейшим намеком не обозначил струнодержатель; струны, тянущиеся сверху от игрового окна, нижним и их концами брошены на произвол судьбы. С еще большей небрежностью такой же инструмент, но уже в руках Давида, несколько наклоненный, со свисающими в неизвестность струнами, нарисован в Хлудовской псалтири на л. 52 об. Тут же надпись: "Сын золъ велми въ Сауле духъ. Давыдъ же сего от гонить, в гусли бье" ". Гуслями толковали псалтирь или иные библейские инструменты, поэтому нет оснований связывать эту надпись с новгородским и гуслями.

Таким образом, рассматриваемый инструмент, если исходить из одних только его данных, не может быть причислен к какой-либо из указанных разновидностей лирообразных. Отсюда и какие-либо типологические связи через него неосуществимы. Если же. согласно тяготению большинства нарисованных инструментов к западному комплексу, признать его западноевропейской лирой, то и в этом случае типологические связи с нашими гуслями невозможны из-за указанных различий в особенностях звукообразовательного принципа. Связь же его с лирообразным инструментом из Библии Велислава также проблематична по причине неповторимости последнего в других источниках. Однако вспомним еще об одном обстоятельстве, не учтя которого можно остаться при мнении, будто лирообразный инструмент из Хлудовской псалтири был нарисован по образцу новгородских гуслей.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть