Л И Р А И Л И Г У С Л И ? . . . Инструмент, на котором играет Соломон, внешне из-за своей схематичности равно напоминает как новгородские, так и не новгородские. Его неопределенное положение подкрепляется в особенности тем, что художник ни малейшим намеком не обозначил струнодержатель; струны, тянущиеся сверху от игрового окна, нижним и их концами брошены на произвол судьбы. С еще большей небрежностью такой же инструмент, но уже в руках Давида, несколько наклоненный, со свисающими в неизвестность струнами, нарисован в Хлудовской псалтири на л. 52 об. Тут же надпись: "Сын золъ велми въ Сауле духъ. Давыдъ же сего от гонить, в гусли бье" ". Гуслями толковали псалтирь или иные библейские инструменты, поэтому нет оснований связывать эту надпись с новгородским и гуслями. Таким образом, рассматриваемый инструмент, если исходить из одних только его данных, не может быть причислен к какой-либо из указанных разновидностей лирообразных. Отсюда и какие-либо типологические связи через него неосуществимы. Если же. согласно тяготению большинства нарисованных инструментов к западному комплексу, признать его западноевропейской лирой, то и в этом случае типологические связи с нашими гуслями невозможны из-за указанных различий в особенностях звукообразовательного принципа. Связь же его с лирообразным инструментом из Библии Велислава также проблематична по причине неповторимости последнего в других источниках. Однако вспомним еще об одном обстоятельстве, не учтя которого можно остаться при мнении, будто лирообразный инструмент из Хлудовской псалтири был нарисован по образцу новгородских гуслей. |