Оглавление

Новгородские гусли и гудки
(опыт комплексного исследования)

Г У С Л И   Х I I   И   X I I I   В В.

Выбирая принципиальный путь для реконструкции шестиструнных гуселек ХII в. и больших девяти струнных гуслей ХIII в., полезно еще раз провести обзор "гусельного ряда". Как ни похожи между собой инструменты второго и третьего периодов, но уже среди археологических гуслей наблюдаются некоторые (в общем плане, быть может, незначительные, но для работы по восстановлению важные) конструктивные различия.

Во втором периоде два инструмента ХIV в. по форме более других тяготеют к гуслям последующего, третьего периода и, вполне вероятно, полагают начало конструкции гуслей с окрылком, вынесенным за пределы линии колков (эта конструкция дожила до ХХ в.). Линия колков одновременно ограничивает длину резонаторного ящика и длину струн. Звучащие струны получают отклик на частоты своих колебаний, как от резонаторного ящика, так и от окрылка. Резонирующая площадь корпуса по отношению к длине струн получается увеличенной. Окрылок таких гуслей впоследствии нередко украшался геометрической резьбой. И с этой точки зрения один из инструментов ХIV в. (6-8-1264) также объединяется с этнографическими. Возможно, именно в ХIV в. стало правилом изготовлять верхнюю деку гуслей из легкой еловой древесины, что повлекло в свою очередь изменение конструкции струнодержателя. В связи с этим следует вспомнить, что при реконструкции пяти-струнных гуслей ХIV в. (8-11-1262) к корпусу инструмента по его акустическим данным потребовалась легкая еловая дека.

Чем же отличаются другие археологические инструменты от только что рассмотренных? Древнейшие из найденных -- гусли ХI, ХII, ХIII вв. - объединяются в одну группу характерным устройством окрылка с так называемым окном, расположенным между резонаторным ящиком и линией колков. В данных инструментах есть своя отличительная логика конструктивного построения, при котором преследуется задача максимально разъединить резонаторный ящик с колковой площадкой окрылка.

Идеальный вариант логического построения этой конструкции подобен струнам, натянутым между резонатором и висящими в пространстве колками (практически такая конструкция неосуществима). "Ножки", соединяющие колковую площадку с резонатором (как вынужденная необходимость), выдерживают рабочее натяжение струн с запасом прочности, который определялся средневековыми мастерами опытным путем.

Для художественного оформления рассматриваемых инструментов характерна резьба с изображением завитков растительного орнамента и некоторых элементов, присущих орнаментам-плетенкам звериного стиля.

Основываясь на конструктивном и художественном родстве трех археологических инструментов, на относительной близости их бытования во времени и учитывая, что на старшем из них -- гуслях "Словиша" ХI в. - уцелела верхняя дубовая дека с характерной формой струнодержателя, вероятнее предполагать, что на гусельках ХII в. и на гуслях ХIII в. деки могли быть изготовлены из дуба или других твердых пород древесины.

В результате обзора "гусельного ряда" и проведения группировки инструментов по их конструктивным особенностям определяется основной путь реконструкции гуслей ХII и ХIII вв., путь с исходными позициями, заключенными в реконструированных гуслях "Словиша".

Слева - Гусли XII в. Справа - реконструкция

Корпус украшенных резьбой шестиструнных гуселек найден в 1969 г. на Тихвинском раскопе и датируется первой половиной XII в. Утрачены верхняя дека, струнодержатель, колки и струны, а также некоторые фрагменты художественной резьбы

Описывать процесс реконструкции поэтапно нет смысла, так как он аналогичен упомянутому выше. Важнее остановиться на эксперименте, проведенном в ходе работы. Цель его - определить, насколько важна в данном типе гуслей дека, изготовленная именно из древесины дуба.

Из одного бруска ели были сделаны два одинаково настроенных корпуса гуслей. Затем к одному из них была приклеена дубовая дека, к другому - кленовая. Деки предварительно были также настроены между собой на одну высоту звучания. После того как гусли, оснащенные струнами, были настроены, обнаружилась некоторая разница в звучании. Если счет струн вести от нижней, басовой, струны к верхней, высокой, то в гуслях с дубовой декой звуки, извлекаемые на второй, четвертой, шестой струнах, были громче, чем на соседствующих с ними струнах; в гуслях с кленовой декой, наоборот, более прослушиваются первая, третья и пятая струны. Тембры обоих гуслей приятны, с оттенком грусти, и мало чем отличаются один от другого. Громкость невелика и в целом сходна. Отдать предпочтение какому-либо из инструментов трудно, так как по отношению к музыкальному репертуару оба обладают в равной мере положительными и отрицательными качествами.

Проведенная работа дает право предполагать, что на средневековых гуслях данной конструкции верхние деки могли делаться не только из дуба, но и из других пород деревьев с твердой древесиной. В настоящее время наличие кленовой деки на инструменте можно оправдать огромным количеством найденных в средневековом Новгороде деревянных предметов из клена. Правда, должно заметить, что кленовую деку труднее выстрагивать, нежели дубовую. Но в противовес нелишне вспомнить, что березовую ложку можно скорее сделать, чем кленовую, однако на изготовление средневековых ложек почти исключительно шла древесина клена. Из других древесных пород, применявшихся в быту и пригодных для строительства гуслей, известен ясень.

Копии шестиструнных гуслей XII в. выполнены одновременно с восстановлением утраченных частей художественной резьбы. Но есть предположение, что резьба, начатая на лицевой стороне окрылка, имела продолжение на верхней деке. Реконструировать ее не представляется возможным.

Вообще в гусельках обращает на себя внимание обилие художественного оформления. Корпус гуслей прямо-таки испещрен образами зверей и по обилию изображений напоминает петроглифы. А между тем, инструмент мал (общая длина 35,3 см), звучание тихое. По этому поводу возникает вопрос, кто был владельцем этого инструмента? Ребенок? Может быть. Потому что тонкие (диаметр 0,35 см) бронзовые струны и гибкая перекладина струнодержателя явно нуждаются в нежных прикосновениях. Скоморох-весельчак? Вряд ли. Разве что для шутливых представлений мог носить он эти гусли за пазухой или под полой. Тембр гуслей слишком печален, чтобы веселить зевак. И зачем, как для ребенка, так и для скомороха, инструмент снабжен вовсе не шутливыми образами? Предварительные пробы мастера острием ножа на лицевой стороне окрылка- гримасы тех же зверей; с тыльной стороны окрылок силуэтом напоминает опустившего шею коня, но, повернув инструмент к свету, обнаруживаешь не коня, а осанистого зверя с поднятой глуповато-насмешливой физиономией, грызущего то ли собственный хвост, то ли собственную лапу. В завершение на корпусе изображена красивая птичка, пожирающая красивого льва, - сюжет сам по себе редчайший и достойный внимания искусствоведов.

Три обломка корпуса гуслей обнаружены на Не русском раскопе в 1957 г. в слое XIII в. Они найдены на территории большой усадьбы, принадлежавшей боярской семье.

Все вопросы реконструкции этого инструмента решались на основе принципа строительства гуслей "Словиша": восстанавливалась форма корпуса (оригинал был сделан из сосны); затем корпус простукивался для определения места струнодержателя на верхней деке; выстругивалась из дубового бруска верхняя дека и приклеивалась к корпусу; инструмент оснащался бронзовыми струнами и настраивался.

1 - гусли XIII в. 2 - реконструкция

Звучание гуслей низкое - от до малой октавы до ре первой октавы, очень насыщенное обертонами, торжественное, серьезное.

Знаменитые гусляры средневекового Новгорода с благодарностью могли воспользоваться услугами столь красиво звучащего музыкального орудия: поистине такие гусли могли "сами славу князьям рокотать". И не только князьям, но и гуслярам, и самим гуслям, и всему, что достойно прославления.

По образу реконструированных девяти струнных гуслей как бы руками средневекового мастера сделаны еще два инструмента. Они меньше по размеру, и звучание одного из них на квинту, другого - на октаву выше оригинала.


На главную страницу сайта