Оглавление

Новгородские гусли и гудки
(опыт комплексного исследования)

" Г У С Е Л Ь Н Ы Й   Р Я Д "

Чтобы нагляднее представить местоположение гуслей "Словиша" во времени, я составил "гусельный ряд" инструментов от древнейших времен до наших дней и условно разбил на четыре периода, представленных в таблицах.

Первый период: гусли восстановленные логическим путем.

Второй период: новгородские археологические гусли.

Третий период: гусли из этнографических собраний.

Четвертый период: современные гусли.

В первом периоде находятся инструменты, восстанавливающиеся логическим путем.

Б.А. Колчиным полностью опубликованы обломки найденных в Новгороде музыкальных инструментов, которые в связи реконструкцией гуслей "Словиша", я графически восстанавливаю. Эти инструменты входят во второй период.

В третьем периоде помещены гусли, известные по этнографическим коллекциям.

Современные, усовершенствованные гусли вошли в четвертый период.

"Гусельный ряд" показывает, насколько незначительно изменилась конструкция инструмента от средневековья вплоть до XX в.

Вспоминается случай, когда лет шесть тому назад на выставке в Новгороде в Никольском соборе мне довелось услышать гусли, струны которых были натянуты на обыкновенной еловой доске (без резонаторного ящика). Поразительной представилась звонкость струн. Наверное, именно о таких гуслях идет речь, когда в русском фольклоре упоминаются "гусельные досочки". Похожий инструмент мог возникнуть задолго до появления гуслей XI в., и по конструкции своей принадлежит к первому периоду "гусельного ряда". Новгородские гусли XI в. - это полностью сформировавшийся инструмент.

Третий период "гусельного ряда" открывается началом XVIII в. и полностью включает в себя XIX в. На инструментах этого периода имеются отверстия, которые в виде узора или одной маленькой дырочки располагаются в верхней деке. Правда, одновременно с такими существовали гусли, не имевшие отверстий в деках и полностью сохранившие конструктивные особенности средневековых инструментов.

А сейчас следует задать вопрос: какова природа возникновения отверстий, располагающихся на верхней деке инструментов XVIII-XIX вв.

Для решения этого вопроса был восстановлен и приведен в рабочее состояние инструмент конца XIX в., хранящийся в Новгородском музее. Это сравнительно поздняя традиционная форма крыловидных гуслей, бытовавшая в северных губерниях России и у прибалтийских народов. По способу изготовления такие гусли отличались от археологических тем, что резонаторное корытце выдалбливалось с тыльной стороны инструмента и закрывалось нижней декой. В верхней деке просверлено маленькое отверстие.

Такая конструкция при всей простоте изготовления обладает максимальной крепостью и упругостью.

При изготовлении подобного инструмента (надо учесть условия, в которых работал мастер прошлых столетий) потребовалось определить толщину донца в корытце, выполняющем в данной конструкции роль верхней деки. Если бы инструмент был поменьше, как, например, пяти-струнные гусли, можно было бы толщину деки проверить на ощупь (что тоже не всегда возможно). Но для этого большого десятиструнного инструмента требуется специальный прибор. В таком приборе надобность отпала, потому что, как только было просверлено отверстие, в нем стала видна толщина деки. Если таких отверстий сделать больше, то опасность прорезать деку насквозь становиться еще меньше. Вот один из вариантов возникновения отверстий в гуслях.

Отмечая прекрасное, на сегодняшний день - уникальное, звучание этих гуслей, хочу сказать, что с закрытым отверстием они не потеряли прелести звука. Разница в звучании настолько мала, что она угадывается скорее теоретически, нежели практически.

Несколько большая разница относительно тембра появляется, если удалить полностью нижнюю деку. Закрытый корпус по сравнению с открытым придает звуку бархатистые оттенки. Да и то не во всех случаях. Очень многое зависит от свойств дерева, из которого создается инструмент, а также от массы дерева, участвующей в вибрации.

Исходя из данных проверок, можно сделать вывод, что все три конструкции гуслей, т.е. гусли без нижней деки, гусли с двумя деками без отверстий и гусли с отверстиями в верхней деке, могли обладать хорошими музыкальными качествами или, напротив, плохими. Можно предполагать, что не в каждом инструменте (гуслях) XVIII - XIX вв. отверстия (хотя и теоретически) изменяли звук в лучшую сторону. Вполне возможно, что отверстия в гуслях этого периода делались с целью украсить инструмент и что украшение гуслей знаком или узором (составленным из отверстий) стало традиционным независимо от конструкции гуслей.

Любопытно заметить, что на западноевропейских изображениях начиная примерно с XVI в., довольно часто встречаются инструменты псалтиревидного типа, с так называемыми голосными отверстиями, в то время как в русских аналогичных источниках "голосники" отсутствуют, и их нет даже на более поздних изображениях. Причем "голосные" отверстия в западноевропейских инструментах, судя по миниатюрам, были большими, сходными по размеру с теми, например, какие появились на русских усовершенствованных звончатых гуслях. Как признак восточноевропейской традиции выступают народные чувашские псалтиревидные гусли (кёсле) XIX в.: они не имеют "голосников" и выглядят точно так же, как гусли в заглавной букве Д из Новгородского служебника XIV в.

В 1900 г. на основе бытовавших в народе гуслей О.У. Смоленским и Н.И. Приваловым были созданы крыловидные гусли, отличавшиеся мощным, ярким звучанием и большим количеством струн.

Сравнивая традиционные гусли с усовершенствованными, в которых при изменении размеров резонаторного отверстия можно более ощутимо изменять тембр и громкость звука, надо заметить, что природа возникновения звука у этих разновидностей гуслей не совсем одинакова. Это, без преувеличения можно сказать, различные музыкальные инструменты, каждый из которых имеет свои музыкальные особенности. В усовершенствованных гуслях очень много торжественности и громкости. В традиционных гуслях много души. В усовершенствованных гуслях решающее значение имеет подставка, мгновенно передающая вибрацию струн на верхнюю деку. В традиционных гуслях такая механическая связь деки со струнами как будто специально не поддерживается, отсюда и звук этих гуслей возникает как бы с опозданием. В наши дни усовершенствованные гусли предназначены для концертных выступлений. Если вернуть к жизни традиционные гусли, они могут стать прекрасным инструментом для домашнего музицирования.

Долгое время в музыкальной литературе существовало предположение, что в средневековье звончатые гусли могли быть только пяти-струнными. На Неревском раскопе в слое XIII в. найдены обломки девяти струнных гуслей. По художественным и конструктивным данным и даже по размерам они очень напоминают гусли "Словиша", но только с большим количеством струн. Тут и вспомнишь:

Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал.

Он вещие персты свои на живые струны вскладывал,

И сами они славу князьям рокотали...

В то же время, как показывают находки, в древнем Новгороде преобладали пяти-струнные гусли. Очевидно, здесь в эпоху средневековья бытовали приемы игры на пяти-струнных гуслях, и существовала сложившаяся система настройки инструментов.

В труде по всеобщей истории музыки бельгийский музыковед Ф.Фетис, характеризуя гусли, указывает и их строй: "Гусли, или горизонтальная арфа, представляют особенный инструмент, состоящий из тонкой доски елового дерева, прикрепленной к легкому ящику. Они снабжены пятью струнами, настроенными следующим образом: ля, ре, ми. соль, ля". Музыкант, играющий на гуслях, употребляет их только для сопровождения пения медленных мелодий или плясовых песен, наигрываемых на гудке. Гармония, которую он из своей арфы, аккорды, которые играющий на гудке порой берет на своих трех струнах, достойны нашего внимания: нет сомнения в том, что отсюда берет свое начало наша музыкальная система, возникшая в средние века и прошедшая в своем развитии до наших дней ряд последовательных изменений".

Известен строй рога из Олонецкой губернии, совпадающий с древним строем пяти-струйного кантеле. Подобную проверку можно попытаться сделать, восстановив последовательно сопели, найденные в Новгороде. К слову сказать, практическая настройка гуслей в виду отсутствия камертона могла производиться не только при помощи духовых инструментов, но также и при помощи варгана. Ориентацией для правильной настройки интервалов, вероятнее всего, служили обертоны, извлекаемые на струне при "делении" последней на две, три и пять частей.

Важным для реконструкции гуслей остается вопрос о материале, из которого могли быть сделаны струны. Среди многочисленных предметов, обнаруженных при раскопках Новгорода, имеется и огромная коллекция средневековой проволоки. Видимо, у древних сказителей были основания называть струны на гуслях серебряными или золотыми, а сами гусли - звончатыми. И не случайно, что жильные струны гудка не названы звончатыми или золочеными, хотя об этом инструменте, упоминаемом в песнях, народ, так же как и о гуслях, отзывается с нежностью. "Струны псалтырей, по свидетельству Герсона, были серебряными или состояли из смеси золота и серебра. Они издавали острые звуки и требовали мягкой игры".

Исследуя технологию производства проволоки, О.А.Муромцева говорит о найденной в Новгороде проволоке середины XI в. (24-23-1648): "Спектральный анализ обнаружил в ее составе золото как основу, значительные примеси меди - до 10%; железа - больше 10%; серебра - 10%. Как показали исследования этой проволоки, проведенные в музее музыкальной культуры им. Глинки, она достаточно упруга и имеет достаточную амплитуду затухающих колебаний для того, чтобы использоваться в качестве струны".

И так, исторические и археологические сведения дают право проверить металлическую проволоку в качестве струны на средневековых гуслях.


На главную страницу сайта