В деле реконструкции музыкальных инструментов хотелось бы располагать максимально точными данными. Следующее требование: сделать еще один подобный вышеописанному инструмент, но уже не обозначать в нем найденных фрагментов, а оставить чистым, словно его только что построил средневековый мастер. Далее: подлинник в виде одного "из нескольких фрагментов из-за разрушающейся древесины подвергнуть стабилизации, реставрации и хранить как эталон рядом с научно обоснованным одним или, если потребуется, несколькими вариантами реконструкции. Настало время сказать, что к такого рода эталону необходимо вернуть если не все восполненные ранее оригиналы, то, по крайней мере, наиболее пострадавшие из них. Речь идет о больших гуслях ХIII века, гуслях ХIV века, экспонируемых в Москве в музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки, о гуслях из слоев ХII и ХIV веков и гудке ХII века из Новгородского музея-заповедника. Исключение могли бы составить гудочек ХIV века, ныне находящийся в Государственном Историческом музее в Москве, гусли ХI века и сопель начала ХУ века, экспонируемые в Новгороде в музее-заповеднике. По нашему мнению, в комплексе экспозиции древних музыкальных инструментов должны участвовать многие материалы - и археологические, и этнографические, и изобразительные, и совершенно незаменимую роль здесь сыграют фонозаписи звучания реконструированных сопелей, гуслей, гудков. Для всего этого; понятно, потребуется специальный демонстрационный зал. И, нет сомнений, - неповторимое собрание новгородских музыкальных древностей его достойно. |