Год у древних славян делился на две половины: летнюю и зимнюю и начинался с первого весеннего месяца марта, так как именно с этой поры природа пробуждается к жизни от мертвенного сна. У западных славян поклонение зимней природе сформировалось как поклонение богиням Живе и Море, разделившей между собой весь годовой цикл земной растительности: Жива - лето, Мора - зима. У русских людей не сохранилась память о двух богинях, но отмечено двоякое отношение солнца к земной природе: "благотворное" летом и "зловредное" зимой. Поэтому древние русичи различали два солнечных лика: летний лик - светлого бога ярых и плодотворных лучей Белобога и зимний - бога негреющего мрака и холода Чернобога. Задолго до принятия христианства восточные славяне выработали собственную систему счета времени, названия месяцев, дней недели. В основе этого счета лежала, как и у других народов, ритмичная смена фаз луны, что нашло отражение в летописях. Существовали даже специальные названия лунных фаз в древности: новолуние называлось "межи", молодой серп - "новец", первая четверть - "новый перекрой", фаза около 10 дней - "подполонь", полнолуние - "полонь", старый серп - "ветох". В результате тщательного анализа летописей был сделан вывод, что новый год у восточных славян начинался с появлением новой луны в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию, когда природа пробуждалась от зимнего сна. Христианство не скоро изменило на Руси издревле существовавший обычай начинать новый год с марта, хотя церковь, руководствуясь византийским календарем и святцами, уже приняла упомянутый годичный круг "Индиктион", который начинался с сентября. В народе продолжали придерживаться мартовского исчисления и во многих местах месяцы по-прежнему называли славянскими наименованиями. Несторовская и последующие летописи долго придерживались мартовского года. Древнеславянские названия месяцев были частично занесены в "Церковный сборник", приложенный к "Остромирову евангелию (1056 г.), в "Харатейное евангелие" (1144 г.) и в некоторые другие старинные книги.
Отдельные дни и числа месяцев получили у славян свои особые названия в соответствии с признаками обновлявшейся или умирающей природы и с приуроченными к ней крестьянскими работами. В христианский период прибавились имена святцев. |