Оглавление

Г О Д О В О Й    Ц И К Л

     Год у древних славян делился на две половины: летнюю и зимнюю и начинался с первого весеннего месяца марта, так как именно с этой поры природа пробуждается к жизни от мертвенного сна. У западных славян поклонение зимней природе сформировалось как поклонение богиням Живе и Море, разделившей между собой весь годовой цикл земной растительности: Жива - лето, Мора - зима.

     У русских людей не сохранилась память о двух богинях, но отмечено двоякое отношение солнца к земной природе: "благотворное" летом и "зловредное" зимой. Поэтому древние русичи различали два солнечных лика: летний лик - светлого бога ярых и плодотворных лучей Белобога и зимний - бога негреющего мрака и холода Чернобога.

     Задолго до принятия христианства восточные славяне выработали собственную систему счета времени, названия месяцев, дней недели. В основе этого счета лежала, как и у других народов, ритмичная смена фаз луны, что нашло отражение в летописях. Существовали даже специальные названия лунных фаз в древности: новолуние называлось "межи", молодой серп - "новец", первая четверть - "новый перекрой", фаза около 10 дней - "подполонь", полнолуние - "полонь", старый серп - "ветох". В результате тщательного анализа летописей был сделан вывод, что новый год у восточных славян начинался с появлением новой луны в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию, когда природа пробуждалась от зимнего сна.

     Христианство не скоро изменило на Руси издревле существовавший обычай начинать новый год с марта, хотя церковь, руководствуясь византийским календарем и святцами, уже приняла упомянутый годичный круг "Индиктион", который начинался с сентября. В народе продолжали придерживаться мартовского исчисления и во многих местах месяцы по-прежнему называли славянскими наименованиями. Несторовская и последующие летописи долго придерживались мартовского года.

     Древнеславянские названия месяцев были частично занесены в "Церковный сборник", приложенный к "Остромирову евангелию (1056 г.), в "Харатейное евангелие" (1144 г.) и в некоторые другие старинные книги.

  • Март- березозол, свистун (пора ветров), пролетье, сухый, бржезень.
  • Апрель- цветень, кветень, березозол (в некоторых губерниях), дубень.
  • Май- травень, мур, росеник, розняк, розоцвет, желто- пушник.
  • Июнь- изок, червень, червец, липень, розенцвет, кресник.
  • Июль- липец, червенец, сенозарник, сеностав, страдник.
  • Август- зарев, серпень, зорничник (от "зореть" - зреть), женчь, жнейска, прашник.
  • Сентябрь- рюен, руян, вресень, лесеник, ревун (период, когда копытные животные бывают в течке и поднимают рев).
  • Октябрь- листопад, паздзерник от слова "паздер" - кострика (в этом месяце начинают собирать лен и коноплю), грязник.
  • Ноябрь- листопад, студеный, листогной, гнилец, грудень (на севере).
  • Декабрь- студзень, грудень, просинец, зимник, волчий.
  • Январь- стычень, зимец, прозимец, просинец, ледень.
  • Февраль- сечень, снежень, лютый.

     Отдельные дни и числа месяцев получили у славян свои особые названия в соответствии с признаками обновлявшейся или умирающей природы и с приуроченными к ней крестьянскими работами. В христианский период прибавились имена святцев.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть