Оглавление

С Е Н Т Я Б Р Ь    -    " X M У P E H Ь "

     1 сентября - 19 августа по старому стилю. Древнерусские названия сентября - "руен", "руин" связывались с желтым цветом осени, "ревун" - с дождями, непогодой, "рюи" - с гоном, ревом оленей, "хмурень" - с угасанием солнечного света и ранним наступлением сумерек.

     Сентябрь начинался днем Стратилата - тепляка, про который на Руси говорили: "Батюшка юг пустил ветер на овес"; "Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется".

     8 сентября (2б августа) , в Наталью-овсяницу косят овес. В первый день покоса крестьяне, скосивши немного овса, вяжут сноп и несут его с песнями на боярский двор или в свои избы. Сноп ставят в большой кут под образа. Хозяин со своими работниками садится за стол. Хозяйка начинает угощать их деженем - толокном, замешанным на кислом молоке или воде с медом, потом - овсяными блинами. Гости, вставая из-за стола, благодарят хозяев за сладкий дежен, за сытые блины.

     11 сентября (29 августа) - Иван полетный, полетовщик: "Иван постный пришел, лето красное увел"; "Иван Предтеча гонит птицу далече". Так мирно соединялись христианские и языческие названия (по церковным святцам, 11 сентября - день усекновения головы Иоанна Предтечи).

     13 сентября (31 августа) - улетают журавли. "На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды летать".

     14 (1) сентября- Семен-Летопроводец. В Подмосковье с этого дня начиналось настоящее "бабье лето". Его отмечали также чехи, словаки, сербы, украинцы, поляки... В Саратовской и Пензенской губерниях его называли "пасиковый", потому что на Семена-проводца убирали улья; в Ярославской и Вологодской губерниях - "луковый", так как в этот день вырывали лук и чеснок; в Рязанской губернии он слыл Аспосовым днем, и там говорили: "Бабье лето на Аспосов день".

     В Московской и Тульской губерниях крестьяне под Семен день тушили всякий огонь, кроме лампадного, а едва начинала заниматься утренняя заря, зажигали новый свет. В старину огонь добывали старики и старухи из сухого дерева, а молодая невестка или сын зажигали спицей новый огонь - затапливали им печи в избах и банях, на посиделках зажигали свечи или лучину.

     В селах с Семена дня начинались женские работы: с раннего утра мяли и трепали пеньку, мыли лен в воде, стелили по лугам. Вечером садились за пряслица и веретена. С "бабьего лета" начинались осенние хороводы.

     В Семенов день устраивали "мушиные похороны". Разодетые в праздничные наряды девушки зарывали завернутых мух в землю, а тараканов засовывали в щепки. Проходило это шутейное действо с песнями, на девушек посматривали парни, выбирая себе подругу по сердцу.

     21 (8) сентября- "осенины", вторая встреча осени. Аспосов день. Его встречали играми и песнями. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни, после чего разламывали хлеб на куски по числу людей и кормили им домашний скот.

     Заканчивается "бабье лето".

     24 (11) сентября- Федора. Всякое лето - и "бабье", и обычное - кончается. "Не каждое лето до Федоры дотянет"; "Пришли Федоры - замочи хвосты" (начинаются дожди).

     26 (13) сентября- Воздвиженье, третья встреча осени. Улетают птицы, медведи залегают в берлогах, корень не растет в земле. Крестьяне рубят капусту. "Хлеб да капуста лихого не подпустят".

     28 (15) сентября- "гусепролет", "гусарь". Темные предрассветные вечера и предрассветная свежесть остужают воздух и землю: "Гуси летят - зимушку на хвосте тащат".


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть