Оглавление

А В Г У С Т    -    " С Е Р П Е Н Ь "

     1 августа - по старому стилю 19 июля.

     Август в народе получил много названий: "жнивень", "серпень" - от разгара жатвы; "зарев" - от холодных и ярких зорь. В Сербии август - "женчь", "жнейска", "прашник", в Белоруссии - "ленораст", потому что в августе расстилали лен на росные луга. Люди давно заметили: пропитанная влагой соломка легче отдает волокно. Из такого льна ткань получалась светлее, мягче, крепче. Об августе говорили: "Батюшка август крушит, да поле тешит"; "Овсы да льны в августе смотри".

     1 августа (19 июля) - "мокриды". Существовали приметы: "Смотри осень по мокридам": хороший день предвещал сухую осень, а дождливый - сырую.

     2 августа (20 июля) - Илья. Пословицы гласили: "На Илью до обеда лето, а после обеда - осень"; "До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина на кусте сохнет"; "Илья-Пророк два часа уволок"; "Ильинская соломка - деревенская перинка"; "Новый хлеб - на Ильин день"; "До Ильина дня мужик купается, а после Ильина с рекой прощается".

     По народным наблюдениям, с Ильина дня начиналась осень, появлялись холодные утренники. Отсюда пошла поговорка: "На Ильин день и камень прозябает ". Теперь охотники могут выезжать в поле травить волков. У них была своя примета: если зверя затравят, то весь год счастливы будут. Крестьяне считали, что волки выходят из своих нор после покосов, а до тех пор будто никто не может открыть волчьих выходов.

     Существовало поверье, что в этот день звери и гады выбираются из своих нор и бродят по лесам и лугам, что скотину, выпущенную на луг, непременно растерзают звери или ужалит змея. На Ильин день "нечистые духи" вселяются в зверей и гадов, чтобы мстить домашнему скоту и людям, и только одному грому под силу разогнать этих врагов.

     Несмотря на все предполагаемые опасности, знахари отваживались собирать в этот день змей и вытаивать из них сало на свечи. Крестьяне верили, что в руках знахаря змеиные свечи производят непостижимые чудеса. В Тульской губернии крестьяне отыскивали старые дубы, из-под которых били ключи. Сдирали с дубов кору, вымачивали ее в ключах, а потом привешивали себе как ладанки, чтобы зубы не болели.

     4 августа (22 июля) - Марья. По наблюдениям крестьян Тульской губернии, обильная роса уничтожает белизну льна и укорачивает рост. Оттого и родилась поговорка: "Коль на день святой Марьи росы, то льны будут серы и косы".

     6 августа (24 июля) на Руси и на Украине называли "паликопны", потому что он был известен сильными грозами, которые спаливали копны в поле.

     9 августа (27 июля) - Николай-Кочанский. Вилки и кочаны завиваются.

     Пантелеймон-целитель. В этот день ходят за целительными травами и кореньями к заповедным лощинам, полянам, болотным урочищам.

     12 августа (30 июля) - Сил. "Озимая рожь, посеянная на Сила, родится сильной".

     14 (1) августа- первый Спас - проводы лета. Улетают ласточки: "Ласточка весну начинает, осень накликает"; "У Спаса всего в запасе - и дождь, и ведро, и серпоугодье".

     15 (2 августа) - Степан-сеновал. Крестьяне косят траву на сено.

     На другой день - Антоны-вихревеи, затем Авдотьи-сено- гнойки.

     19 (6) августа- второй Спас. Время срывать спелые яблоки. Спасовка-лакомка.

     Через день - Мироны-ветрогоны.

     23 (10) августа- Лаврентий. Крестьяне гадали, смотрели в воду: коли спокойная, не волнуется, значит, осень обещает быть тихой и зима без злых метелей.

     27 (14) августа- Михеев день. "На Михея дуют ветры-тиховеи - к хорошей осени"; "Михей с бурей - к ненастному сентябрю "; "Михеев день с бурей, ветром, с бабьим летом перекликается ".

     28 (15) августа- Дожинки (Оспожинки) - праздник окончания жатвы. Называли его еще Успенье.

     Крестьяне устраивали в складчину угощение, варили пиво, забивали барана, пекли пироги, созывали родных и соседей. Крестьянки выходили в поле, обвязывали последней соломой серпы, катались по жнитве, приговаривая: "Жнивка, жнивка! Отдай мою силку на пест, на колотило, да на молотило, да на криво веретено". После этого наряжали последний сноп (именинный) в сарафан да кокошник и с песнями несли на гостиный двор. Там их встречали и угощали вином и обедом.

     На Украине со сжатием последнего снопа сплетали с песнями венок и одевали его на голову почетной девице, после чего отправлялись на боярский двор ударить челом своему боярину. Девица на дворе вручала боярину венок, а боярин, принимая его, целовал девицу и угощал поселян.

     С 28 (15) августа- в селах Руси начиналось "бабье лето" и продолжалось до 11 сентября (29 августа) .

     Перед ""бабьим летом" крестьяне обычно заканчивали посев озимых хлебов, иногда сев продлевался еще на три дня - все зависело от погоды и скорости уборки. Женщины провожали мужей на посевную хлебом-солью, на телегу клали три снопа, а на них - семенную рожь в мешках. На поле засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. После того как мужчины отсеются, пирог и кашу съедали всей семьей. Досевки праздновались в складчину. В городах и селах с этого дня начинались великоденские гулянья с хороводами.

     К этому дню заканчивали сев, но нередко оставались такие, кто не очень поспешал с работой, сеял с ленцой. О таких говорили: "С Фролова дня засевают ретивые, а с Семена - ленивые ". Крестьяне праздновали окончание сева со своими лошадьми: купали их в реке и в благодарность за помощь в нелегком крестьянском труде заплетали в гривы ленточки. Отсеявшись, начинали "помочи" - работы всем миром в пользу вдов и сирот: косили им сено, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы.

     И. П. Сахаров приводит народное сказание об августовских чудесах, существовавшее в Рязанской губернии, в селениях, расположенных на берегах рек Вожи и Быстрицы.

     Живет на Прекольских болотах чудо чудное, диво дивное. Там, на болоте Ермаковом, слышатся свист и пение. Кто свистит, кто поет - никто не ведает.

     Из могилки на болоте выбегает белая лошадь, обегает все могилки, прислушивается к земле, раскапывает землю копытами и жалобно плачет над покойниками. Зачем она бегает, что слушает, о чем плачет - об этом никто не знает.

     Ночью на болоте появляются огни и перебегают от могилки к могилке. А огни те не такие, как в городах бывают на свечах, а как в деревнях на лучине. Они горят по своему, светят иначе. Как загорят, так каждую могилку видно, а как засветят, видно, что на дне болота лежит, да уж так видно, как в избе лавку.

     Пытались добрые люди поймать белого коня, но не тут-то было - конь никому в руки не дается. От свисту и от песен, что с болота несутся, люди глохнут, а про огонь и говорить нечего. Вестимо дело. Кто огонь поймает?

     Поселяне говорят, что здесь когда-то давно-давно было побоище: сражались русские князья с татарами, бились не на живот, а на смерть. Татары уже начали одолевать князей, как ни отсюдова, ни оттудова выезжает на белом коне неведомый богатырь со своими сотнями. Бьет и колет татар направо и налево и добил их чуть не всех. Но тут подоспел окаянный Батый: он убил богатыря, а его белого коня загнал в болото. С тех пор белый конь ищет своего богатыря, а его сотня удалая поет и свищет - авось откликнется удалой богатырь...

     29 (16) августа- третий Спас - ореховый. К этому дню поспевают орехи. Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть