Оглавление

Щ И П К О В Ы Е

Музыкант со щипковым инструментом - слева, внизу. Изображение инструмента потеряло четкость, но отличить его от рассмотренного выше смычкового возможно. Уверенно можно сказать, что он не обладает боковыми выемками. На конструктивные различия с предыдущим указывает иной способ звукоизвлечения: музыкант левой рукой сбоку придерживает инструмент, а правой щиплет струны, количество которых, помимо вообще условной трактовки их миниатюристом, еще и из-за больших в этом месте утрат живописного слоя особенно неясно. По способу игры отдаленно родственный четырехструнный, хотя и с несколько фантастичными формами, инструмент (cithara) изображен в Апокалипсисе конца XIV в.: одна рука музыканта удерживает инструмент за выступающий штырь, другая касается струн.

А. С. Фаминцын, приводя в своем труде о гуслях увеличенные изображения последних двух инструментов, может показаться более конкретным в определении их формы и количества струн. Однако эти изображения происходят не от подлинника, а от его копии (о ее особенностях мы еще вспомним), породившей недоразумения и в работах других авторов.

Многострунный щипковый инструмент - в группе справа. Он расположен на груди у играющего. Так изображают музыкантов с псалтирями только на Западе. Одним из убедительных примеров можно признать изваяние музыканта с треугольным псалтирем на капители колонны аббатства св. Георгия в Бошерпиле ХП в.

Щипковый инструмент с игровым окном - в руках у Соломона. Обращаем на него особое внимание, так как он, несмотря на лучшую сохранность его изображения, сильнее предыдущих способен ввести в заблуждение. Его связь с лирообразными, история которых восходит к древним цивилизациям, очевидна. Но с каким и?


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть