Оглавление

Д У Х О В Ы Е

Трубач - в группе слева. Прямые трубы издавна бытовали и на Западе, и в Византии. На Руси он и упоминаются и изображаются в памятниках христианского культа. Говорится о них в "Слове о полку Игореве". Ратные трубы русских изображены в Манассиевой летописи XIV в. (Болгария) , Радзивиловской XV в.

Играющий на роге--в группе слева. Об игре Соломона на турьем роге сказывается в старине о Василье Окульевиче ". Кстати, в изображении на л. 128 нашей книги Соломон, возвещая правду людям, трубит в рог, который в деталях совпадает с рассматриваемым. Два турьих рога Х в. из Черной Могилы в Чернигове считались музыкальным и, пока в 1949 г. Б. А. Рыбаков не доказал их назначение как сосудов для питья '8. Трубящий в рог показан в Радзивиловско и летописи на л. 243 об. Остальные известные у нас изображения рога - более поздние. Несравненно лучше документированы рога - олифанты на Западе и даже в Византии, для которой их не признаешь характерными. Изобразительный язык нарисованных в Хлудовской псалтири рогов, из раструбов которых в виде штрихов выходят звуковые потоки, имеет глубокие исторические корни. Он обнаруживается в следующих византийском и западных источниках: мозаичном сюжете "Трубящие ангелы и море, отдающее мертвых", около 1200 г., Собор, Торчелло; миниатюре из рукописи Hortus de Liciarum XII в. Страсбургской университетской библиотеки 20; Утрехтской псалтири 850 г., где, говоря точнее, изображены изогнутые трубы ".

Музыкант с флейтой - справа, вверху. Часть инструмента не видна за стоящим впереди музыкантом. Возможно, миниатюрист хотел показать поперечную флейту. Она никак не прослеживается в наших памятниках. Ее история берет начало на Востоке. Она была очень популярна в Византии, потом на Западе, где появляется в изображениях не позднее XII в .22 Сложнее на нашей иллюстрации увидеть флейту продольную. Но и таковая, длинная и тонкоствольная, популярная на Западе (и в Византии в конусном варианте), явно отличалась бы от найденных в Новгороде сопелей XI и XV вв., коротких, но с относительно крупным диаметром ствола 23. Правда, не являясь сторонникам и метода вычислений реальных инструментов из их чаще всего условных изображений, мы не претендуем на бесспорность последнего довода; он может быть учтен лишь тогда, когда составится впечатление обо всем комплексе рассматриваемых инструментов.

Волынщик - внизу, справа. Среди древнерусских находок в г. Серенске Калужской обл. имеется каменная форма для отливки браслетов-обручей XII-XIII вв. На ней показан гудец с дудой, точнее - козой; различимы трубка для нагнетания воздуха, игровая дудка, на которой покоятся пальцы играющего, мех с козьей головой и рогам и ". За скупыми линиями изображения очевидна высокая стадия сформированности конструктивного и художественного облика инструмента. Мы не знаем, бытовала ли в конце XIII в. на Руси иная его разновидность, по в любом случае миниатюрист Хлудовской псалтири предпочел нарисовать инструмент попроще: это трубка для подачи воздуха, мех-пузырь и раструб из воловьего (?) рога. Подобный лаконизм конструкции встречается на миниатюре "Игрища славян" в Радзивиловской летописи и перекликается с устройством западноевропейского хоруса IX в., возникшего в древности, как считает К. Закс, благодаря образцам из Азии. В некотором соответствии с волынкой из нашей Псалтири находится изображение cornemus'a во французской рукописи 1059-1060 гг. Что же касается византийских аналогий, то он и нам неизвестны.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть