Оглавление

О Р Г А Н И С Т Р У М

Наиболее удачно иллюстрацию в нашей Псалтири рассматривал Н. Ф. Финдейзен. Он, бесспорно, верно определил инструмент в руках Давида как органиструм; правда, к этому его подготовили А. С. Фаминцын и особенно Н. И. Привалов, проиллюстрировавший в своей работе не только упомянутый выше Бошервильский барельеф, но и очень похожий на инструмент Давида органиструм из церковной мозаики Х в. в Сен-Блез.

Аргумент Н. Н. Розова, которому Давид представился якобы держащим смычок, не убедителен хотя бы потому, что его Давид, "собирающийся включиться в ансамбль", выпадает из всеобщей атмосферы музыкального ликования: все вокруг него играют, один он не хвалит бога. Средневековый миниатюрист не мог допустить и такого проявления импрессионизма, как рисование смычка, точнее, лучка в фас, в виде прямой палочки, находящейся в явно нехарактерном положении к струнам, как бы наложенной на них вдоль; он далек от подобных вольностей при изображении других музыкантов, и, в частности, того, который действительно играет на смычковом инструменте при помощи изогнутого лучка - нижняя левая часть иллюстрации. Миниатюрист точно знает, подсмотрев на образце или в жизни, как пользуются каждым из инструментов, и не случайно располагает левую руку Давида в месте, где обычно у органиструма находятся клавиши для укорачивания струн. Здесь мы но видим клавиш, не знаем, почему их нет,- то ли от условности изображения, то ли оттого, что этот органиструм еще не имел таковых и мелодическую его струну укорачивали ногтями, что могло бы являть собой единственное в своем роде изображение прототипа классического органиструма. Правой рукой с помощью рукоятки Давид вращает колесо, расположенное внутри корпуса, обод которого, натертый канифолью, за счет касания к струнам извлекает звук и исполняет таким образом функцию смычка.

Итак, в руках Давида - не традиционный библейский щипковый псалтирь, а органиструм - фрикционный инструмент, удостоившийся такой чести, вероятно, потому, что ко времени рисования миниатюры-образца был не только изобретен, но и, покоряя своих современников необычным звучанием, стал популярен. В Византии следов органиструма не отмечено. Считается, что он родился в Западной Европе в Х в. Следовательно, в это же время или позднее могла быть иллюминирована неизвестная нам книга, которая полностью или отчасти послужила источником для оформления Хлудовской псалтири. Так что центральный инструмент в рассматриваемой иллюстрации нельзя назвать новгородским, рискованно его предполагать и в других краях Руси в XIII в., если первые упоминания о нем под именем лиры на Украине и в Москве известны лишь с XVI-XVII вв.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть