Оглавление

О Б Щ Е Е В Р О П Е Й С К И Е
З А И М С Т В О В А Н И Я

Скоморохи. Фреска лестницы Софийского собора в Киеве, XI в. Музыкант. Фреска лестницы Софийского собора в Киеве, XI в.

Нам известен, например, один из ранних случаев прославления светских музыкально-сценических обычаев в культовом месте - храме Софии в Киеве. Доказано, что артисты и их музыкальные инструменты, изображенные в XI в. на стенах храма, происходят из Византии. Следовательно, Византия пропагандировала не один лишь свой культ, но и в целом свой образ жизни. То же можно сказать и о Западе. Поэтому даже тот предполагаемый русский элемент, который опосредованно встретится нам в миниатюре, можно назвать общеевропейским.

Генрих Фрауэнлоб на музыкальном турнире в Вартбурге. Деталь иллюстрации. Манесский фамильный кодекс. 1310 г. Гейдельбергская университетская библиотека.

Почетное место в изображениях музыкальных сцен отводилось нередко новым, изобретенным орудиям музыки, которые поражали современников неповторимым звучанием. На иконографических образцах за тысячелетний период в разных концах Европы можно без затруднений наблюдать, какому инструменту и в какое время отдавалось предпочтение. Вот и в Софии Киевской на фреске "Скоморохи" на переднем плане - орган, органист и надувальщики мехов; этот драгоценный инструмент особенно почитался в дворцовой обрядности Византии. В целом же, в росписях Софийского собора демонстрируется ансамбль основных византийских музыкальных инструментов: орган, поперечная флейта, две трубы, арфоподобный псалтирь, пятиструнная лютня, тарелки (кимвалы); кроме того, в северной лестничной башне нарисован четырехструнный смычковый инструмент, музыкант играет на нем, держа его на плече; сюда не вошли лишь продольная флейта и барабан (тимпан), но они, наряду с упомянутыми, встречаются в других византийских памятниках. Естественно желание сравнить этот ансамбль с изображенным в Хлудовской псалтири.

"Ангел, играющий на платершпиле". Роспись в замке Карлштейн, XIV в. Чехословакия.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть