Оглавление

О С О Б Е Н Н О С Т И   П Р И М Е Н Е Н И Я
З Н А К О В О Й   С И С Т Е М Ы

В специфику работы миниатюриста входило соблюдение книжной знаковой системы. Перед ним чаще стояла задача не изображать, а обозначать. Набор и характер музыкальных инструментов в этой системе был обусловлен упомянутым каноном. Система эта не разделялась на церковную и светскую, она была единой, прежде всего - церковной, так как обучение миниатюристов контролировалось единым органом - церковью. А между тем оформлять приходилось, особенно в летописях, и батальные сюжеты с их сигнальными духовыми и ударными инструментами, и сцены из мирской жизни, которые, как нам особенно хотелось бы, обязывали художника быть реалистом. Бесспорно, своеобразие изобразительного языка, например Лицевого летописного свода XVI в., выражалось в умении миниатюриста заострить внимание на реальных деталях. Но в какой степени это ему позволялось при рисовании музыкальных инструментов, нам окончательно еще предстоит выяснить.

Правда, уже сейчас ясно следующее. Необходимо с особой осторожностью толковать инструменты не только в иллюстрациях, соответствующих религиозному сюжету, но и в тех, которые не имеют прямого отношения к христианскому культу: в н их могут оказаться все те же "библейские" инструменты, т. е. там, где мы надеемся найти русские инструменты, вдруг будут нарисованы зарубежные или так называемые общеевропейские.

Помня о таком замечании, рассмотрим некоторые из популярных изображений. Мы тем самым, с одной стороны, подкрепим вышеизложенное мнение относительно инструментов, показанных в Хлудовской псалтири, с другой - по возможности классифицируем круг основных изображений, используемых исследователями для характеристики древнерусского инструментария. Сначала обратимся к сюжету, который воплощен средствами монументальной живописи. Содержащимся в нем образом гудца он мог бы продолжить ряд книжных миниатюр.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть