Оглавление

П С А Л Т И Р Ь ,   П С А Л Т Е Р И О Н
И   Г У С Л И

С некоторых пор в западноевропейских манускриптах вместо легендарного псалтиря стали изображать реальный псалтерион, что сделалось отличительной чертой одного из "западных" вариантов канонического состава библейских инструментов. "Византийский" вариант этого же музыкального ансамбля не содержал псалтериона, ему оставался присущ архаичный псалтирь пли заменявшая его иногда лютня. Псалтирь в наших лицевых рукописях, если он срисовывался с образца, не подвергался замене на шлемовидные гусли. Ярким примером тому служит изображение трехструнного псалтиря на л. 205 в Киевской псалтири 1397 г., протооригиналом которой, согласно исследованию Г. И. Вздорнова, могла быть византийская книга второй половины- конца XI в. Киевская псалтирь, кстати, знакомит с вариантом соответствующего тексту книги "чистого" канонического состава библейских инструментов. Кроме уже упомянутого псалтиря, здесь, на л. 206, в сюжете "Пляска Мариам", нарисованы музыканты с трубой, кимвалами и тимпаном, но получил воплощения лишь рог, воспетый под именем трубы рожаной в псалме 97-л. 136.

Как видим, не в каждой из лицевых рукописей находил место "русский" вариант канона, включавший в себя из местных мирских инструментов одни лишь "угодные богу" гусли. Здесь могли играть роль, с одной стороны, древность копируемого оригинала, с другой - его происхождение. Творческие переработки со стороны русского миниатюриста были, но он, являясь сознательным сторонником христианского культа, естественно, не мог выйти за пределы канонических установок.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть