Оглавление

О Б Р А З О В А Н И Е   " Р У С С К О Г О "
К А Н О Н А

Из всего этого ясно, что изображать в русских книгах ансамбль Давида, состоящим из иноземных инструментов с включением в него шлемовидных гуслей, было обязательным условием, как обязательным было и то, чтобы в других книжных иллюстрациях, инициалах например, а также в иконах и фресках рисовать не псалтерион, а упомянутой разновидности гусли. Это условие явилось составной частью канона, бесспорно, имевшего древние и нерусские истоки.

Но в какое время образовался "русский" вариант канона с указанными выше соотношениями - до разделения в 1054 г. церквей на католическую и православную или же позднее,- сказать трудно: ведь нам пока неизвестно даже время формирования шлемовидных гуслей; первое свидетельство их бытования можно связывать более или менее уверен но лишь с памятником начала XIII в., с которого позже была скопирована Радзивиловская летопись,-в ней, как известно, имеются интересующие нас гусли. Безусловно одно: решение изображать гусли, а не псалтерион было принято именно на Руси и не было известно в иных краях православного мира.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть