Оглавление

П Р Е Д В А Р И Т Е Л Ь Н Ы Е   В Ы В О Д Ы

Инструменты, составляющие ансамбль царя Давида в Хлудовской псалтири, более всего тяготеют к западноевропейским, он и способны выдержать наименование комплекса западноевропейских инструментов. Меньше связи с византийскими, в частности, отсутствует столь определяющая для Византии лютня, которая на Западе в X-XII вв. оставалась редкостью. Еще меньшую роль здесь могли играть инструменты русские: в разделе ударных не находит места вощага, отсутствуют популярные для Новгорода сопель, гудок, крыловидные гусли без игрового окна, об относительно раннем существовании которых мы знаем по - гравировкам на обручах из Старорязанского и Киевского кладов XII-XIII вв. А если согласиться, что Соломон играет на западноевропейской лире, то не нарисовано здесь и гуслей с игровым окном.

Новгородский миниатюрист, стараясь быть "документальным" в изображении библейских сцен, вероятнее всего, пользовался зарубежным образцом или образцам и. Можно, конечно, допустить и то, что прежде он жил какое-то время па Западе, пристрастно осваивая там музыкальную культуру. Пристрастно, потому что только безупречное знание инструментария как регионального комплекса могло позволить ему, с одной стороны, не упустить такую мелкую деталь, как струна-вибратор у малого бубна, отличая его, таким образом, от прочих мембранных, а с другой стороны, напротив, обобщить до лаконизма устройство струнных, и в частности лирообразного инструмента как "всем известного" и легко узнаваемого в зоне своей традиции по игровому окну и способу игры. Правда, некоторые детали, как-то: отсутствие лютневых, архаичность форм органиструма и, отчасти, волынки и других - заставляют время жизни их очевидца переместить из конца XIII в. ближе к XII в., если не еще более раннему периоду. А это значит, что таким очевидцем мог быть опять-таки автор исходного образца. Еще труднее представить, что миниатюрист ориентировался на такой новгородский инструментарий, в деталях совпадающий с западноевропейским, который пока еще не подтвержден ни раскопками, ни иным и источниками.

Бесспорно, каждый археологический сезон в Новгороде приносит "сюрпризы", и все же начиная с 1951 г. уже более пятидесяти свидетельств в виде отдельных деталей или фрагментов деревянных инструментов, помимо иных, пока лишь приумножают свой, условно скажем, новгородский региональный инструментальный комплекс. Разветвлять подобную дискуссию - значит выходить за рамки нашей статьи.

Нельзя сказать, что Новгород в XIII в. чуждался связей с Западом. Но проявлением этих связей было не подражательное отношение к иноземным музыкальным инструментальным традициям, а разве что познавательное, если, конечно, пока поставить миниатюриста в зависимость от канонических требований церкви, несущих печать подражания, возможно, в плане книжнооформительском и которых мы коснемся позже. Вот почему в числе раскопанных у нас музыкальных инструментов не имеется пока ни одного иноземного.

Правда, мы допускаем такую вероятность в будущем, уже хотя бы потому, что в Новгороде на рубеже XI- XII вв. строится Готский двор, а 1192 год здесь был о знаменован созданием Немецкого двора ". Но подобный факт вряд ли когда-либо изменит характер однородного комплекса наших инструментальных находок, напротив, сделает его богаче и не помешает средневековому миниатюристу, если ему потребуется, отличить в этом комплексе родное.

Однако миниатюрист Хлудовской псалтири, то ли по причине "энциклопедического" интереса, то ли желая "документально" изобразить библейский сюжет, то ли следуя специальным церковным установкам, поступил подобно переводчику и переписчику древней рукописи: стараясь не изменять содержания зарубежного оригинала, скопировал его, и, быть может, весьма прилежно. К иному заключению, кажется, трудно прийти.


Предыдущая часть На главную страницу сайта Следующая часть