Ещё
о программе
"Дебаты"...
на
Питерской
странице появились новые разделы "Журнал" и "Форум", |
в Латвии
разработан и успешно применяется формат проведения Internet-дебатов с использованием
программы ICQ в раундах вопросов, |
в Москве
хотят услышать собеседника, |
в Тольятти
обобщен опыт применения технологии "Дебатов" на уроках истории и граждановедения, |
в Самаре
Вас встречает Beavis, |
в Поволжье
есть опыт проведения "Дебатов" в форме видеоконференции в Internet, |
о развитии программы
в Северо-западном регионе
можно прочитать на странице Санкт-Петербургского филиала ИОО, |
в Сибири
обучают педагогов технологии "Чтение и письмо для развития критического
мышления", |
в Европе
появилась база данных по командам, |
а в Америке
обновляют свою страницу. |
|
|
Дебаты
Карла Поппера
|
|
Дебаты Карла Поппера – формат дебатов,
предназначенный для школьников. В игре принимают участие две команды из
трех человек, называемых спикерами, одна из которых доказывает некоторый
тезис (тему игры), а другая – отрицает его. Цель игры: более убедительно,
чем оппоненты, представить свою позицию. Выступления игроков следуют друг
за другом в соответствии с регламентом игры (см. ниже). Дополнительный
интерес придает игре то обстоятельство, что команды заранее не знают, какую
сторону (утверждение или отрицание) они будут представлять, – это определяется
жеребьевкой за несколько минут до игры.
Дебаты Карла
Поппера в Великом Новгороде
В Великом Новгороде школьные дебаты
развиваются с 1996 года. В настоящее время в них играют учащиеся следующих
школ:
-
гимназия № 1 (тренеры А.В. Витова, А.
Мальков, В. Иванов)
-
гимназия № 2 (тренеры )
-
гимназия "Исток" (тренеры Н.В. Варнаева,
И.И. Барулина, Г.Ю. Иванов)
-
Педагогический лицей (тренеры Д.В. Коваленко,
Д. Хлупин, Е. Васильева)
-
средняя школа № 4 (тренеры В.П. Васильев,
Е.А. Воскресеская)
-
средняя школа № 14 (тренеры С.Е. Ребров,
)
-
средняя школа № 16 (тренеры И.В. Сотнина
)
-
средняя школа № 31 (тренеры С.А. Круль
)
-
средняя школа № 33 (тренеры )
-
средняя школа № 34 (тренеры )
В каждой школе сформировано несколько
команд, которые встречаются друг с другом в течение учебного года на товарищеских
играх и – дважды в год (весной и осенью) – на городском чемпионате. Победитель
весеннего чемпионата представляет Великий Новгород на российских соревнованиях.
Вот уже несколько лет команда из Великого Новгорода занимает на российских
чемпионатах призовые места (3-е место в 1998 году в Таганроге, 2-е место
в 1999 году в Самаре), игроки нашей команды становятся лучшими спикерами
российского чемпионата.
Темы игр последних
лет:
-
Избирательное право
должно быть всеобщим.
-
Обучение мальчиков
и девочек должно быть раздельным.
-
Жить в большом городе
лучше, чем в маленькой деревне.
-
Продажа оружия населению
должна быть свободной.
-
Технический прогресс
ведет к гибели цивилизации.
-
Россия не должна
вывозить сырье.
-
Жалость унижает.
-
Открытое общество
должно иметь открытые границы.
-
Человечество способно
предотвратить экологическую катастрофу.
-
Людям нужны сказки.
-
Возрождение России
невозможно без восстановления утраченных памятников культуры.
-
Приобщение к культурному
наследию сдерживает самостоятельность мышления.
-
Телевидение формирует
новый тип культуры.
-
Возрождение России
начнется с провинции.
-
Жизнь - это игра.
-
Социальные приоритеты
для государства важнее свободы рынка.
-
Человек - царь природы.
-
Родители должны
нести ответственность за преступления своих детей.
-
В демократическом
государстве гражданское неповиновение оправдано.
-
Обучение в старших
классах должно быть профильным.
-
Зима лучше, чем
лето.
-
В России можно построить
рынок с человеческим лицом.
-
Зоопарки нужно запретить.
-
Охрана окружающей
среды важнее интересов отдельных государств.
-
Восстание декабристов
было обречено на поражение.
Регламент дебатов
Карла Поппера
Спикер |
Время |
Роль
|
У1 |
5 мин |
Делает презентацию и дает определение
темы, объясняет ключевые слова, вводит критерий, представляет все аргументы
команды в организованной форме, переходит к доказательству (по возможности),
заканчивает четкой формулировкой общей линии. |
О3 к У1 |
2 мин |
О3 задает перекрестные вопросы с целью
принизить значение аргументов У1, У1 отвечает. |
О1 |
5 мин |
Делает презентацию. Отрицает тему,
формулирует тезис отрицания. Принимает определения У1. Принимает критерий
утверждающей стороны или выдвигает свой. Отвергает утверждения У1 и выдвигает
всевозможные свои аргументы (в поддержку тезиса отрицания). Заканчивает
четкой формулировкой общей линии отрицающей стороны. |
У3 к О1 |
2 мин |
У3 задает перекрестные вопросы
О1, О1 отвечает. |
У2 |
4 мин |
Восстанавливает утверждающий кейс,
приводит новые доказательства, опровергает отрицающий кейс. Не приводит
новых аргументов. Заканчивает четкой формулировкой общей линии своей команды. |
О1 к У2 |
2 мин |
О1 задает перекрестные вопросы
У2, У2 отвечает. |
О2 |
4 мин |
Восстанавливает отрицающую позицию,
развивает свою линию, обосновывая отрицающий кейс, продолжает опровергать
утверждающую позицию, приводит новые доказательства, но не приводит новых
аргументов. Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды. |
У1 к О2 |
2 мин |
У1 задает перекрестные вопросы
О2, О2 отвечает |
У3 |
4 мин |
Акцентирует основные моменты дебатов,
следует структуре утверждающего кейса, выявляет уязвимые места в отрицающем
кейсе. Сравнивает аргументы обеих сторон, объясняет, почему аргументы утверждения
более убедительны. Не приводит новых аргументов. Завершает линию утверждения |
О3 |
4 мин |
Акцентирует узловые моменты, следуя
структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе.
Сравнивает аргументы обеих сторон, объясняет, почему аргументы отрицания
более убедительны. Не приводит новых аргументов. Завершает линию отрицания. |
|