Институт "Открытое общество" /Фонд Сороса/
 Сорос и Открытое Общество   Проекты   Пресс-центр 

Новости от 27.05.2003


Новости от 24.05.2003


Новости от 22.05.2003


Новости от 15.05.2003


Новости от 14.05.2003


Новости от 12.05.2003


Новости от 23.04.2003


Новости от 22.04.2003


Новости от 21.04.2003


Новости от 16.04.2003


Новости от 09.04.2003


Новости от 07.04.2003


Новости от 03.04.2003


Новости от 27.03.2003


Новости от 24.03.2003


Новости от 17.03.2003


Новости от 10.03.2003


Новости от 06.03.2003


Новости от 05.03.2003


Новости от 18.02.2003


Новости от 12.02.2003


Новости от 07.02.2003


Новости от 04.02.2003


Новости от 28.01.2003


Новости от 24.01.2003


Новости от 23.01.2003


Новости от 22.01.2003


Новости от 21.01.2003


Новости от 18.01.2003


Новости от 14.01.2003


Новости от 14.01.2003



Архив новостей »

Время-MN

23.04.2003

ВРЕМЯ ПЕРСОНЫ

БЕСЕДОВАЛ ИГОРЬ ШЕВЕЛЕВ

ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ


Беседа с Екатериной Гениевой о создаваемом в России Институте

толерантности

- Иногда кажется, что проблема толерантности, терпимости по

отношению к другим людям, хотя бы и не похожим на тебя, - чуть ли

не главная сегодня проблема России. Плохо скрываемая ненависть к

себе подобным, а тем более к неподобным окружает нас со всех

сторон.

- Недавно у нас был публичный диалог с послом Латвии. Как вы

понимаете, это не моя профессия - вести диалоги с дипломатами.

Однако вести беседу с этим молодым и талантливым собеседником было

гораздо проще, чем ощущать недоверие аудитории. Она очень сильно

разделилась на латышскую и русскую части, причем первая

прислушивалась и к словам, и к интонациям, как бы ожидая с моей

стороны бестактности. Зашел разговор о том, чем было русское

присутствие в Латвии - оккупацией или ассимиляцией. Я сказала, что

слова не столь существенны, хотя, конечно, это была оккупация. На

что услышала: нет, это была оккупация. Я говорю: я это и сказала,

только другими словами. Расстались мы полными друзьями, поскольку

были произнесены ключевые слова: \"Мы виноваты\".

- Самое сложное в терпимом отношении к другому - не простить

его за то, что он другой, а признать вину перед ним, которая

накопилась условиями существования?

- Да, эти слова \"прости меня\", это душевное движение

способно сдвигать горы. То, чего политики зачастую не могут

сделать. И то, что гениально сделал Папа в молении на горе Фавор,

признав многовековую вину христиан перед евреями.

- То, что у нас трудно представить как выбор искреннего

душевного движения, а не предвыборного хода, от которого разит

двоемыслием.

- Мы пропустили время, когда надо было осудить

коммунистический режим, которому нет прощения, как нет прощения

фашизму. Не называть плохих людей, а осудить идею, которой они

служили насилием над другими людьми. Мы упустили этот момент, и

выпустили дракона на волю. И он процветает.

- И, что самое поразительное, среди молодых людей, для

которых самый страшный зверь \"темного прошлого\" - Михаил Горбачев.

- Мне страшно от организаций типа \"Идущие вместе\". Там

фашистская идеология. Мне страшно, с какой страстью они и те, кто

быстро к ним примыкает, сжигают книги. Я неоригинальна, Гейне

давно сказал, что, где начинают сжигать книги, заканчивают

сожжением людей. Пусть кому-то кажется, что Сорокин - плохой

писатель. Он точно писатель не моего типа, хотя я понимаю, против

чего направлен его словесный эпатаж. Но это не значит, что надо

устраивать костры из его книг. Сжигают книги Сорокина, сжигают

публично книги отца Александра Меня, а дальше - \"ночь длинных

ножей\". Все это происходит мгновенно.

- Сама публичная ненависть распространяется мгновенно. Мы

забываем, что человек произошел от обезьяны: ему свойственно

стадное чувство подражания.

- Знаете, когда у нас среди руководителей библиотеки споры

приобретают слишком острый характер, я думаю про себя: \"Вот так

начинается Чечня\". Чечня - как неумение услышать другого,

почувствовать не то что проблемы, а боль другого человека. Так

возникают войны. Несколько дней назад я смотрела передачу про

Саддама Хусейна. Да, у него отчетливые фашистские замашки. Но

откуда-то они берутся. И вот там рассказывалось о его детстве. Он

рос среди людей недобрых, злых, в абсолютно нетолерантной среде.

Когда я думаю, откуда такая терпимость у Сороса, хотя лично это

человек, способный в одну секунду создать вокруг себя хаос, я

понимаю, что, наверное, это потому, что в детстве его спасла

английская семья. Потому, что с молодости он фактически оказался

человеком бездомным, должен был приспосабливаться к новым

условиям. Он привык, что мир - разный, что без помощи других в нем

нельзя выжить. И, получая добро, ты творишь его в ответ.

- Наверное, самое время сказать об Институте толерантности,

создание и работа которого будет поддерживаться Фондом Сороса?

- Да, этот проект поддерживается Фондом Сороса (Институтом

\"Открытое общество\"). Это сугубо идеалистический проект. Я не могу

представить абсолютно толерантного человека. Думаю, что таких

людей нет. Это должен быть человек без греха. Гораздо проще быть

толерантным к людям вообще, к далеким жителям Ирака, чем к своим

близким, которые утомляют тебя, задавая сто раз в день одни и те

же вопросы. Толерантность - это приближение к идеалу. И именно в

этот момент я вспоминаю философию Сороса, в основе которой -

вектор движения к идеалу, притом что мир хаотичен, в нем

сталкиваются разные точки зрения, и из этого хаоса и столкновения

высекается искра, которую можно назвать истиной. Причем эта истина

может быть тут же оспорена.

- Как финансируется и как будет выглядеть Институт

толерантности?

- Пока главной финансирующей структурой является Фонд

Сороса, выделяющий миллион долларов в год. У нас было несколько

идей по поводу создания института. Например, выделить его как

отдельную юридическую структуру, разместить в отдельном особняке,

который у нас есть. Но потом мы решили, что разумнее поместить его

в инфраструктуру Библиотеки иностранной литературы. Потому что она

по природе своей - место, где встречаются различные культуры,

языки, институции, различные точки зрения, выраженные в

лингвистической среде. Более того, за 80 лет своего существования

она накопила бесценный опыт работы и с толерантной, и с

нетолерантной аудиторией.

- Иначе говоря, Институт толерантности это как некий камень,

брошенный в большую реку, от которого пойдут в сторону круги?

- Да, вы, наверное, правы. У нас огромное количество

культурных центров - французский, британский, американский,

немецкий, японский, Би-би-си, юридический центр, центр по

искусству, детский, религиозный, издательский центры. Это все

собрано воедино и напрямую связано с нашими новыми проектами.

- Между прочим, программа толерантности была объявлена не

так давно президентом России.

- Это в высшей мере актуальная и даже кровоточащая тема. То,

что происходит в мире после 11 сентября, после \"Норд-Оста\", теперь

после Ирака, - все это требует от всех каких-то разумных и

целенаправленных действий. Объявленная Владимиром Владимировичем

Путиным программа толерантности, координируемая Министерством

образования, направлена, скорее, на то, чтобы создавать некие

методические пособия по толерантности. Наша деятельность более

конкретна. Она направлена и на педагогов, и на тех молодых людей,

которые сами несут в жизнь эти нормы иного, - они одеты

по-другому, говорят иначе, общаются не так, как старшие, пишут,

молятся, думают по-своему. Проще всего сказать: \"Относитесь ко

всему этому терпимо\". На деле, когда мы сталкиваемся с другим,

очень сложно воспринимать его с открытым сознанием, а тем более с

открытым сердцем. Трудно не чувствовать внутреннего протеста

против того, что не такое, к чему мы привыкли.

- На самом деле это затрагивает нашу собственную идентичность.

- Конечно. Мы с вами разговариваем в особые дни Великого

поста. Идет череда различных пасх - иудейской, католической, потом

православной. Можно ли говорить, что еврейская Пасха лучше

православной или хуже? Это нелепо, она ни хуже, ни лучше. Другое

дело, что историк найдет общие корни и то, где они разошлись. Но

людям полезно знать, что существует не только православная Пасха,

к которой они привыкли с детства.

На днях тут сидел главный раввин России Берл Лазар, который

узнал, что я сломала ногу, и пришел меня навестить. Для меня это

было и приятно, и почетно, и непросто. Я спросила: \"А чем я его

буду кормить?\". Понятно, что он не будет есть из некошерной посуды

то, что едим мы с вами, как люди светские. Наверное, я права, что

задала этот вопрос. Зачем и его, и себя ставить в неловкое

положение? Есть уважение к другим традициям и культурам, а есть

раздражение: мол, со своим уставом в чужой монастырь!

Я помню отца Александра Меня, человека в высшей степени

толерантного. Однажды он пришел ко мне в Великий пост, и я

чувствовала себя очень неловко, потому что мне надо было напоить

его чаем, а ничего, кроме бутербродов с сыром и ветчиной, у меня

не было. И он, чтобы не ставить меня в неловкое положение, сказал:

\"Не волнуйтесь, я в пути\". Снял проблему, неудобную другому. Можно

сказать: ах, он согрешил, съев кусок хлеба с сыром. Но не более ли

грешно ставить другого в трудное положение?

С другой стороны, почему в Москве в помещении надо сидеть в

шляпе? Берл Лазар сидел здесь в шляпе, пока я не спросила, не

жарко ли ему? Тогда он ее снял, оказавшись, естественно, в

камилавке.

- В кипе.

- Видите, уже не хватает слов. Это мелочи, которые делают

мир богатым и разнообразным. Если воспринимать мир не как безумную

вавилонскую башню, а как чудо жизненных многообразий, то все время

задаешь себе вопрос: а зачем один православный, другой - католик,

третий - буддист, четвертый - иудей и так далее? В этом же есть

какой-то высокий смысл?

- Для Бога несть ни эллина, ни иудея?

- Да. И если думать, к кому обращен наш Институт

толерантности, то прежде всего к людям молодым, даже к детям.

Потому что не только людям нашего возраста, но и тем, кому 30-40

лет, очень трудно глубинно менять свою идентичность. Все это

закладывается в детстве. Хотя просвещение и образование - вещь

замечательная.

Я помню, как в начале перестройки была на тренинге, который

вели наши голландские партнеры. Аудиторию делят на две команды, и

ведущий дает задание: известно, что в группе А есть

гомосексуалист. К вам приходит незнакомый человек и задает вопрос:

\"Кто здесь гомосексуалист?\". Каким должен быть правильный ответ?

- Я догадываюсь, но с трудом представляю, как мог бы его дать.

- Правильный ответ, что все называют себя гомосексуалистами.

Понятно, почему. Я вспомнила этот случай, когда в этом году была в

Уфе, в школе-лицее. Сразу зашел разговор с детьми о ваххабитах, об

исламе. А я задаю вопрос: как бы вы повели себя, если бы в классе

появился мальчик в головном уборе? Учитель, естественно, требует,

чтобы он его снял. Мальчик упирается, но в какой-то момент

поддается насилию, снимает шапочку, и все видят, что он совершенно

лысый. Причем в столь юном возрасте. Что надо сделать, чтобы

мальчик не чувствовал себя изгоем среди остальных?

- Это как в фильме \"Чучело\" Ролана Быкова.

- Кто-то сказал, что на следующий день все должны быть в

головных уборах. Другой - что всем надо обриться наголо.

Замечательно ответил учитель: \"Это мне надо было извиниться перед

ним\". Извинение и есть покаяние. Ты изменяешь свое сознание. Ты

становишься на место другого и начинаешь его понимать.

Одним из важных направлений будет работа с людьми с

физическими недостатками. Это дети и взрослые, которые плохо

видят, плохо слышат, плохо двигаются. Толерантное отношение к ним

в обществе полезно обеим сторонам. Я сама видела, как исполненное

любви отношение к ближнему способно творить чудеса. В библиотеке у

нас был замечательный проповедник и создатель большого количества

коммун для инвалидов Жан Валье. Он пришел, огромный человек,

заполняющий собой все пространство, я угощала его чаем, с ним были

его помощники, спутники, и была женщина, француженка, из его

коммуны. И только после его лекции я поняла, что она как раз и

есть пример человека, физически ущербного. Вглядевшись, я

заметила, что ей трудно говорить, трудно двигать рукой. Но, будучи

помещенной в пространство, где естественно воспринималась другими,

она и сама стала органичной и полноценной.

- Я вспоминаю выпускаемые \"Открытым обществом\" книги о

праведниках, о свидетельствах геноцида...

- Безусловно, это будет продолжено на новом уровне. Память о

людях, оставивших след в истории толерантности, уходит в века. У

нас на радио \"Говорит Москва\" есть передача \"Открытый мир\" именно

об этом - об образцах жизни. Когда вы идете в нашу библиотеку, вы

проходите аллеей праведников. Наверное, дети, идущие к нам,

когда-нибудь остановятся у скульптурного портрета Валленберга,

чтобы посмотреть, кто это. И в душах, и в мозгах их что-то при

этом произойдет, я надеюсь. Библиотека не может поучать, она может

предоставить материал, чтобы человек сам выбирал, чему хочет

следовать. У нас будет сайт, посвященный толерантности. Пройдет

более двенадцати конференций. Мы упомянули о покаянии, в сентябре

будет конференция - \"Философские аспекты покаяния\", которая

начнется с показа и обсуждения фильма Абуладзе. Что это за

феномен, не потерявший актуальности для нашей страны?

- Есть ли аналоги вашего Института толерантности в других

странах?

- Очень хороший вопрос. Сегодня с утра я с большим интересом

прочитала заявление посольства Соединенных Штатов, что они

объявляют конкурс по программе \"Толерантность\". С удовольствием

обсуждаю со шведскими коллегами сотрудничество с министерством

толерантности, которое они создают у себя. Мы сотрудничаем с

музеем холокоста в Вашингтоне, с музеем Анны Франк, с музеем Яна

Коменского, с национальной библиотекой Латвии, которая много

занимается этими вопросами. Мы договорились о показе в

Кентерберийском соборе спектакля Марка Розовского \"Убийство в

храме. Репетиция\", посвященного убийству Томаса Беккета, как

пример крайне нетолерантного отношения к тому, кто мыслит

по-иному. В том самом подвале, где его убили. Сотрудничество будет

со многими институтами в Восточной и Западной Европе. У нас

совместные проекты с израильским институтом Яд-Вашем, с которым мы

публикуем энциклопедию холокоста, добавив историю холокоста в

СССР.

- Екатерина Юрьевна, вы задаете себе иногда вопрос: почему я?

- Я думаю, потому что меня так воспитали. Теория крови не

годится для подобных объяснений, я ощущаю себя абсолютно русским

человеком, но во мне соединено много различных кровей. Папа -

еврей, мама - русская, у нее намешана и польская, и французская

кровь. Ощущая себя полностью русским человеком, будучи привязана к

месту, где родилась, выросла, живу, я вполне понимаю то, что

означает понятие \"гражданин мира\".

- И все-таки толерантность - это не только идея терпимости к

другим людям, к иным мнениям, сколько тяжкая ежедневная практика.

Не страшно, возглавляя подобный институт, оказаться не на высоте?

- Страшно, и я повторю, что толерантность - это идеал, к

которому можно только стремиться. Но, знаете, в моей жизни было

несколько эпизодов, в которых я могла, получив иное домашнее

воспитание, повести себя иначе. Кругом, как вы знаете, много

сумасшедших. Они любят библиотеки, любят персонально меня. Они

приходят мучить моих секретарш. Я понимаю, что проще поговорить с

ними. Приходит один человек и говорит, что все ему нравится в

нашей библиотеке, кроме того, что в ней нет спортивного зала.

После нескольких слов я поняла, что имею дело с человеком

нездоровым, и спросила, что он предлагает. Он говорит: \"Это

ущемляет мои права как личности. Мне необходимо отжиматься каждые

два часа, а тут я этого не могу делать\". Я говорю: \"Знаете, я

ничем не могу вам помочь, кроме того, чтобы вы приходили

отжиматься в мой кабинет\". Можете представить, в какой ужас

пришли мои молоденькие секретарши от этого не самого приятного

зрелища, когда он приходил, снимал свои ботинки и так далее. Я

понимала, почему он это делает, - чтобы привлечь внимание. Я

говорила: \"Проходите, отжимайтесь\" - и занималась тем, чем

обычно. Продолжалось это недели полторы. Представьте, сколько

бы это длилось, если бы мы с ним начали качать права. Другая

женщина считала, что КГБ прячет в капусте подслушивающие

устройства, в связи с чем просила оставлять свою сетку в углу

моего кабинета. Я говорю: \"Хорошо, оставляйте\". Ее тоже

хватило на несколько дней.

- У меня жена около двадцати лет работала библиотекарем, так

что я знаю романтику библиотечных будней.

- Другой случай был недавно, очень тяжелый. Уже после

\"Норд-Оста\", который прошелся и по моей библиотеке - моя

сотрудница пострадала от газа, - мне сказали, что у нас в зале

сидят десять чеченцев, из которых только один говорит по-русски.

Представьте это первое желание, чтобы они ушли из библиотеки.

Может, они подложили бомбу, внесли какие-то устройства? У нас

множество посетителей, иностранных центров, компьютеров, мы близко

от Кремля.

- Не дай Бог...

- Я должна была принять очень трудное решение. Позвонила

Швыдкому, который жутко перепугался и правильно сделал. Ну что

делать? Кто-то предложил подойти к этим людям и: а) сказать, чтобы

они ушли из библиотеки; б) спросить, что они здесь делают.

Я говорю, представьте, я подхожу к группе молодых чеченских

людей и прошу их уйти из библиотеки. Они москвичи, у них правильно

оформлены документы, у нас общедоступная библиотека, какое я имею

право их выгонять? Или подхожу и спрашиваю: что вы здесь делаете?

Если они что-то соображают, они скажут: а вам какое дело? Может, у

них медитация здесь происходит! Сказать, что я не подскакивала от

каждого звонка, я не могу. Я безумно боялась, что что-то

произойдет. Я-то видела перестрелку в нашей библиотеке. Если

что-то случается в высотном здании на Котельнической, они

перебегают дорогу и бегут в библиотеку.

- Зачем?

- Причина простая: подвалы. В данном случае люди оказались

чеченскими студентами, готовившимися к сессии. Вы понимаете, во

что бы вылились наши действия? Нет, ни во что - они бы ушли. Но

какую душевную рану я бы навеки нанесла и им, и себе, и своим

сотрудникам! Думаю, в данном случае совершить выбор мне помог

замечательный человек, который руководит лабораторией по

идентификации трупов, оставшихся от чеченской войны, в

Ростове-на-Дону, - Владимир Щербаков. Один из святых людей,

который заслужил премию Фонда Сороса за подвижничество. Который

собирает косточки наших солдат. Между прочим, его тут же ограбили,

решив, видно, что он получил какие-то безумные деньги. И когда я

была в его лаборатории в один из последних разов, я заметила, что

рядом с ним работают чеченские ребята. Я была удивлена этим

обстоятельством и за чаем спросила: \"Почему у вас чеченцы?\" Он

говорит: \"А вы знаете, у них есть традиция - они никогда не

будут убивать тех, с кем преломляют хлеб\". И это получается

как цепная реакция. Понимаете, на самом деле закон

толерантности прост: поставь себя на место другого.

Вы спрашиваете, почему я? Меня вылепили такие замечательные

люди, как отец Всеволод Шпиллер, человек высокого интеллекта и

толерантности. Дмитрий Сергеевич Лихачев, конечно. Есть

замечательный эпизод в фильме \"Власть соловецкая\", когда его

спрашивают, почему людей, которые мучили его в лагере, он

показывает со спины. Он ответил: \"Но у них же есть дети\".

Когда-то у меня был разговор с отцом Александром Менем. Я

долго его убеждала, что кто-то из его духовных детей что-то там

делает неправильно. Он говорит: \"Да, Катя, вы наверняка правы. Но

когда люди делают что-то неправильное, я пытаюсь представить,

какими они были детьми\".

Знаете, я до таких высот духовного подвига дойти не могу. Но

я знаю одно - это уже не к Институту толерантности, а ко мне лично

- людей ни в коем случае нельзя унижать. Их можно наказывать, если

ты имеешь на это право, но ни в коем случае нельзя унижать. Можно

не соглашаться с человеком, спорить, говорить резкие вещи, но при

этом сердце не должно быть исполнено желанием унизить его.

- Это сложно еще и потому, что вся жизнь рассчитана на

взаимное унижение. Униженные унижают.

- Да, вся беда 70 лет правления была в тотальном унижении. В

политической, в личной жизни. Когда-то мы делали выставку - \"Белье

советской эпохи\". Дело не в смехе над этими трико с начесом. Дело

в трагедии целого поколения женщин, униженных тем отношением к

своему телу, которое им навязывалось. Я до сих пор вспоминаю

случай из своего детства. 613-я школа в Харитоньевском переулке,

перемена, туалет для девочек. И какая-то девочка, у которой

родители, наверное, жили за границей или были дипломатами. До сих

пор, более 50 лет, я помню в деталях ее белье! В котором,

насколько я понимаю сейчас, ничего особенного не было. Из

какого-нибудь магазина \"Тати\", если он тогда существовал. Просто

оно было абсолютно не таким, какое было у всех нас. Вот еще тема,

которая, казалось бы, не имеет никакого отношения к толерантности.

А на самом деле имеет, наверное. Как и все из того, что нас

окружает.

Я не могу представить абсолютно толерантного человека. Это

должен быть человек без греха. Гораздо проще быть толерантным к

людям вообще, к жителям Ирака, чем к своим близким.На самом деле, закон толерантности прост: поставь себя на место другого. Когда мы сталкиваемся с иным, очень сложно воспринимать его с открытым сознанием, а тем более с открытым сердцем. Трудно не чувствовать внутреннего протеста против того, к чему мы не привыкли.




Новости губернии (Самара)

23.04.2003 08:57

08:57 - Новый метод обучения для сельских школ


С 23 по 25 апреля в Ставропольском районе пройдет межрегиональный семинар \"Метод проектов в школе как способ достижения нового качества образования\". В нем примут участие директора сельских школ и работники органов управления образованием сельских территорий из 24 регионов РФ. В интерактивном режиме участники освоят один из элементов подготовки педагогических работников - модуль \"Социальный заказ системе образования\", познакомятся со способами изучения и формирования запроса местного сообщества на образовательные услуги, а также со способами внедрения в практику школ метода проектов и других образовательных технологий. Проектная деятельность учеников требует специальной подготовки и от педагогов. Поэтому администрации школ и учителям покажут реальные шаги, которые надо предпринять для совмещения нового метода и традиционной классно-урочной организации обучения. На примере работы Сосново-Солонецкой средней школы будет показан пример использования различных образовательных технологий и проектной деятельности школьников для формирования успешной, социально-адаптированной личности. В Подстепкинской школе участники семинара увидят возможности единой информационной среды школы в организации учебного процесса. Т.е. когда учащиеся, реализуя свои проекты, уже со школьной скамьи учатся применять полученные знания и умения для социально полезной и востребованной деятельности. Каждый участник семинара сможет выступить в роли эксперта при оценке проектов учащихся, принять участие в работе проблемных круглых столов, проектировании модели новой образовательной среды школы, проведении анализа результатов деятельности пилотных школ Самарского регионального проекта и оценки их опыта для возможного применения в других регионах России. Организаторы семинара - Институт \"Открытое общество\" и областной департамент образования и науки.

Клим Енотов


Псковская лента новостей

23.04.2003 09:37

В Пскове пройдет круглый стол по итогам семинара «Обновление образовательных технологий»


23 апреля в Псковской лингвистической гимназии состоится круглый стол по подведению итогов Всероссийского семинара «Обновление образовательных технологий», который проходил с 21 по 23 апреля. Как сообщила корреспонденту Псковской Ленты Новостей

начальник Управления образования города Пскова Надежда Михненка, в семинаре приняли участие ученые и педагоги, работающие в рамках проекта «Открытое общество», из Калининграда, Тамбова, Сочи, Благовещенска, Саратова, Самары, Иркутска, Москвы, Нижнего Новгорода, Приморского края и других российских городов.


Regions.Ru

22.04.2003 07:11

Нальчик. Завершил работу Временный учебно-методический центр повышения квалификации работников СМИ Северокавказского региона.


В Нальчике завершил свою работу Временный учебно-методический центр повышения квалификации работников СМИ Северокавказского региона, занятия в котором проводил Институт российской прессы при поддержке Фонда Сороса. Учеба велась с марта 2002 года. За это время было проведено 11 обучающих семинаров для 270 сотрудников. Как заявили организаторы, скорее всего Фонд Сороса не будет продлевать финансирование этой программы, поэтому они надеются на поддержку региональных властей.

Ирина Антонова


ИА Regnum

23.04.2003 01:16

Кабардино-Балкария: Закрылся временный учебно-методический центр повышения квалификации журналистов газет


Центр функционировал с марта прошлого года на базе республиканского полиграфкомбината. В свое время он был открыт Институтом развития прессы при содействии института \"Открытое общество\" (Фонд Сороса) и Министерства печати и информации КБР. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в течение года в Центре прошло одиннадцать обучающих семинаров по журналистскому мастерству, правовым и этическим аспектам деятельности печатных СМИ, верстке, дизайну, рекламе и управлению персоналом. В семинарах приняли участие более 270 сотрудников из 82 редакций шести субъектов РФ, находящихся на территории Северного Кавказа, в том числе и 16 газет, выходящих в Кабардино-Балкарии. В церемонии закрытия курсов приняли участие президент КБР Валерий Коков и заместитель председателя правительства – управляющий делами президента и правительства Сафраил Кучмазоков.


Провинциальное Агентство Новостей

22.04.2003 15:43

26-27 апреля в Вологде пройдет VI этап Фестиваля ?Вместе-Радио? в Северо-Западном Федеральном округе


Организатор фестиваля - Фонд независимого радиовещания (ФНР) при поддержке Института \\\"Открытое общество\\\" (Фонд Сороса - Россия). Целью этого проекта ФНР ставит создание признанного радиосообществом конкурса профессионального мастерства для региональных радиостанций, производящих информационные, аналитические и образовательные программы. Кроме того, это поможет радиостанциям наладить контакты, обмен опытом с коллегами и тем самым преодолеть изолированность региональных вещателей друг от друга. В Фестивале примут участие радиостанции республик Карелия, Коми, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, города Санкт-Петербург и Ненецкого автономного округа.




  Тел/факс: (8162) 13-07-60
Pager: (8162) 115533 аб.2510
E-mail: diap@novsu.ac.ru
Designed by Mediaterra