Институт "Открытое общество" /Фонд Сороса/
 Сорос и Открытое Общество   Проекты   Пресс-центр 

Новости от 27.05.2003


Новости от 24.05.2003


Новости от 22.05.2003


Новости от 15.05.2003


Новости от 14.05.2003


Новости от 12.05.2003


Новости от 23.04.2003


Новости от 22.04.2003


Новости от 21.04.2003


Новости от 16.04.2003


Новости от 09.04.2003


Новости от 07.04.2003


Новости от 03.04.2003


Новости от 27.03.2003


Новости от 24.03.2003


Новости от 17.03.2003


Новости от 10.03.2003


Новости от 06.03.2003


Новости от 05.03.2003


Новости от 18.02.2003


Новости от 12.02.2003


Новости от 07.02.2003


Новости от 04.02.2003


Новости от 28.01.2003


Новости от 24.01.2003


Новости от 23.01.2003


Новости от 22.01.2003


Новости от 21.01.2003


Новости от 18.01.2003


Новости от 14.01.2003


Новости от 14.01.2003



Архив новостей »

Закон. Финансы. Налоги. (Нижний Новгород)

08.04.2003

Веские амбиции или пустой апломб


Почему Нижний Новгород - не культурная столица округа

Столичность нашего города, подлинная и мнимая, с разной интенсивностью обсуждается в нижегородских политэкономических кругах более десяти лет.

В последнее время тема опять на подъеме, в том числе и по инициативе полпреда Сергея КИРИЕНКО. В связи с этим отдельный интерес вызывает программа \"Культурная столица Приволжья\", осуществляемая одноименным фондом при поддержке аппарата полномочного представителя президента в ПФО.

Напомним, что начиная с 2002 года, титул \"Культурная столица Пориволжья\" носили Ульяновск, Нижнекамск, Киров, в этом году - Чебоксары. Есть ощущение, что проект вольно или невольно отражает серьезные процессы, происходящие в городах округа. Так считает и заместитель руководителя программы Глеб ФИРСОВ.

- Глеб Глебович, что на практике означает для города звание \"Культурная столица\"?

- Важно понять, что \"Культурная столица\" - это не признание каких-то заслуг, а программа действий. И когда город получает титул, то для нас, координаторов и участников программы, это означает его готовность принять серьезные инновационные проекты, которые в конечном итоге затронут не только культуру, но и все остальные сферы городской жизни.

К сожалению, у региональных и муниципальных органов власти (да и у Министерства культуры России) есть стремление понимать культуру как набор управляемых ими учреждений. Мы всячески пытаемся уйти от этого подхода и показать, что сфера культуры гораздо шире.

Таким образом, в заданном регионе осуществляется совокупность культурных событий, имеющих свою кульминацию на определенном отрезке времени. Чтобы было понятно, что это такое, скажу, что за неполные два месяца (так называемый марафон культурных событий) в городе осуществляется более 70 акций - выставки, концерты, фестивали, спектакли, конференции и тому подобное. И дело не только в том, чтобы обрушить на головы горожан ворох мероприятий, а чтобы из всего этого возникла система действий, задающая планку для культурной сферы того или иного города. Например, в Кирове мы провели фестиваль \"Новая драма\", который обычно проводится в Москве под эгидой \"Золотой маски\". С огромным успехом были показаны несколько топовых спектаклей, шедших в Европе. Здесь для нас важно понять потенциал инновационности, необходимый российскому городу.

- В чем главная проблема региональной культуры?

- Мне кажется, что в региональной культуре есть три основных проблемы, причем интересно, что среди этих трех я не вижу такую, как отсутствие денег.

Первая - это банальность мышления внутри своего замкнутого мирка, элементарное неумение придумывать новые идеи, невидение широкого контекста, не только международного, но и российского.

Вторая проблема - крайняя иерархичность региональной культуры. Выяснилось, что сфера культуры, как ни странно, управленчески в наибольшей степени унаследовала авторитарные модели прошлого, когда от министра до билетера выстроена жесткая вертикаль.

Отсюда третья проблема - почти полное отсутствие горизонтальных связей, когда человек, работающий в культуре, смотрит наверх или вниз, но неспособен посмотреть вокруг, увидеть, что делается у соседей.

- И все же культурные акции требуют денег. Как осуществляется финансирование программы?

- И вынужденная необходимость, и принцип нашей деятельности - многоканальное финансирование. У программы есть целый ряд источников, наиболее важными из которых являются до сих пор международные и российские благотворительные организации. Я представляю Фонд \"Открытый регион\", созданный на базе нижегородского Фонда Сороса. В течение трех лет он финансирует программу, в разные годы это составляло от $ 100 до $ 200 тыс. Эти деньги идут на проведение окружного конкурса проектов и на поддержку крупных внеконкурсных акций, таких как фестиваль \"Искусство для городской среды\", который мы провели в Нижнекамске. Кроме того, и Фонд Сороса, и Британский совет, и Немецкий культурный центр имени Гете привозят за свой счет европейские проекты: джазовые концерты, выставки современного европейского искусства, фестиваль ди-джеев и так далее.

Другой источник - собственно средства фонда \"Культурная столица Приволжья\", которые складываются из спонсорских пожертвований, поддержки со стороны региональных и муниципальных администраций.

Есть небольшой вклад российского Министерства культуры, и здесь интересно вот что: недавно Сергей Владиленович Кириенко отчитывался перед президентом Росси и, в частности, рассказывал о программе \"Культурная столица Приволжья\". Среди прочего полпред представил график, согласно которому на 1 руб., выделенный Минкультом, программа привлекла 115 руб. из внебюджетных источников.

Касательно муниципальных средств мне хотелось бы отметить положительную тенденцию: если сначала эти деньги шли на подготовку инфраструктуры, то уже в прошлом году администрация Кирова, например, нашла средства для проведения семинаров по культурному планированию, а в этом году администрация Чебоксар изыскала более $ 200 тыс. на проведение окружного конкурса проектов. То есть поддерживаются инновационные формы, направленные на стратегию развития.

- Каков бюджет годовой программы?

- По разным подсчетам программа в ее нынешнем объеме стоит от $ 500 тыс. до $ 1 млн. (в Европе стоимость такой программы составляет более $ 50 млн.). Однако точно подсчитать все невозможно хотя бы потому, что по ходу возникают новые проекты и соответственно возрастает бюджет. Например, в начале нынешнего года мы придумали проект под условным названием \"Вокзал\", смысл которого заключается в том, чтобы возродить европейскую и русскую традицию XIX века использования вокзалов в качестве культурных площадок. Причем неожиданно быстро оказалось подписано трехстороннее соглашение между министром путей сообщения ФАДЕЕВЫМ, полпредом КИРИЕНКО и президентом Чувашии ФЕДОРОВЫМ о реализации этой программы. Со своей стороны мы рассчитываем привлечь под нее дополнительные инвестиции.

- Почему Нижний Новгород постоянно оказывается в стороне от событий?

- На ваш вопрос есть формальный ответ: Нижний Новгород в стороне от событий ровно в той степени, в какой он сам в них не хочет участвовать. Это один из немногих крупных городов округа, ни разу не подававший заявку на конкурс.

- Как вы объясняете такую позицию?

- В том числе и так: Нижний Новгород, пройдя некий пик, успокоился на своей исключительности. А ведь есть проблемы и с новыми идеями, и с управлением, и много еще с чем. Между тем начиная с 2003 года Россия может участвовать в международном конкурсе \"Культурная столица Европы\". Из окружных городов серьезно прозвучать в нем мог бы только Нижний.

- Насколько культурная атмосфера в городе соответствует таким амбициям? Достаточно вспомнить конфликт между областным министерством и деятелями культуры или посмотреть на состояние архитектурно-исторических памятников. Например, особняк Рукавишникова (краеведческий музей) в центре города на Верхневолжской набережной разрушается необратимо.

- Хороший вопрос. У нашего города всегда были большие амбиции, и то, что сейчас мешает, не столько наличное состояние дел, сколько апломб, который имеет под собой уже довольно мало оснований. В этом смысле мы ждем момента, когда либо сама общественность, либо те наблюдатели, которые могут влиять на общественное мнение, констатируют тот факт, что дальше так жить нельзя. Может быть, нижняя точка падения и есть условие для перемен. Конечно, я с вами согласен: негоже столице округа, как и любому более-менее крупному городу, не иметь краеведческого музея. По одному этому можно судить о многом.

- Какими могут быть точки роста после \"нижней точки падения\"?

- У меня есть друг - знаменитый скрипач, художественный руководитель международного фестиваля старинной музыки в Санкт-Петербурге Андрей РЕШЕТИН (бывший скрипач группы \"Аквариум\"). Активно участвуя в наших программах с оркестром Екатерины Великой, он выдал замечательную формулу: \"Культурная столица есть самобытность плюс уровень коммуникаций\". С точки зрения самобытности есть немалое количество нижегородских брендов, которые на новом витке развития могут стать серьезным ресурсом. Это и кремль, и Ярмарка, и все, что связано с концептом \"третьей столицы\", и так далее.

Но я бы сказал, что сегодня еще важнее уровень коммуникаций. В этом смысле тот же Арсенал может создать кардинально новые условия. И дело даже не в том, что в Арсенале будет открыт крупный центр современного искусства, а в том, что таким образом в идеале можно глобально изменить положение региона. Международный культурный центр - это и есть максимальное использование горизонтальных связей, о которых я уже упоминал. Суть не только в том, чтобы обратиться к каким-то традициям, восстановить их. Может быть, главная задача Нижнего - придумать нечто принципиально новое. Вспомните: Немцов, как бы ни относиться к нему лично и той эпохе, придумал массу всего, что с пиаровской точки зрения работает до сих пор.- Одна из придумок - Нижегородская ярмарка - обрушилась на глазах.- Это не изъян идеи, а проблема ее реализации. Любой проект такого масштаба подразумевает, что в него время от времени вбрасывается что-то новое, иначе он превращается в рутину.- Так ведь там речь уже не о рутине, а о криминальных действиях.- Все взаимосвязано - время и дело. Трудно представить, чтобы тогда, в начале 90-х, на Ярмарке происходило то, что происходит сейчас.-Как вы относитесь к утверждению, что культура должна сама на себя зарабатывать?

- Знаете, этот тезис очень зависит от контекста. В развитых странах, например, в Великобритании, являющейся мировым центром культурной индустрии, какой-то сегмент культуры действительно кормит сам себя. Но это возможно только тогда, когда государство создает условия, чтобы гражданин мог заплатить достаточно большие деньги, например, за посещение музея. В наших условиях тезис самоокупаемости культуры может превратиться либо в демагогию, либо в сворачивание того, что реально развивается.

А в принципе это очень интересная тема, требующая серьезной работы. Созданный на базе профильной программы Фонда Сороса Институт культурой политики и Совет Европы осуществляют два совместных проекта, в которых ПФО - основная пилотная площадка. Одна программа посвящена собственно культурной индустрии, а вторая называется \"Искусство и бизнес\" - о том, как культура может эффективно работать со спонсорами.- Насколько я понимаю, программа \"Культурная столица\" базируется в большой степени на зарубежном опыте?- Начать с того, что это некая адаптация аналогичной европейской программы, которая по различным оценкам является самым успешным европейским проектом в сфере культуры. Через неделю в Кирове состоится семинар по культурному планированию, в котором примут участие лучшие в мире эксперты по этой теме из Канады и Великобритании. В августе мы планируем поездку мэров городов ПФО в австрийский Грац (культурная столица Европы этого года).А в российских условиях важно то, что город, проводя такую акцию, понимает на уровне конкретных показателей, что нужно делать. А то ведь у нас под лозунгом \"даешь инфраструктуру\" реализуются долгострои или достаточно странные проекты, необходимость которых не доказана. Строится какое то безумное количество музыкальных школ, которые нерентабельны, никому не нужны, где устарела система обучения.То есть наша программа - это еще и вопрос нормальной, спокойной, адекватной оценки, столь необходимой городу и региону.


Нижегородское Телеграфное Агентство (НТА)

08.04.2003


Население не готово интересоваться подробностями формирования бюджета и уверено, что все чиновники воруют Опыт реализации в различных регионах проектов придания прозрачности бюджетному процессу показал неготовность большей части населения интересоваться деятельностью власти, даже когда для этого появляются возможности, и разделяет уверенность в том, что \"большинство чиновников воруют\". Об этом говорили участники экспертного семинара \"Бюджетный процесс: максимум открытости, минимум коррупции\", организованного Межвузовским центром социально-экономической экспертизы совместно с Институтом \"Открытое общество\" (Москва) прошел 8 апреля в Нижегородском филиале Высшей школы экономики. Участники семинара, в числе которых были представители Гуманитарно-политологического центра Стратегия> (Санкт-Петербург), Центра антикоррупционных исследований и инициатив \"Transparency International\" (Москва), Фонда \"Институт экономики города\" (Москва) и ряда нижегородских вузов обсудили опыт реализации проектов, направленных на повышение прозрачности бюджетного процесса и налаживания диалога между властью и обществом. Обсуждался опыт проведения общественных слушаний по проблемам ЖКХ в ряде районов Ленинградской области, Ижевске, внедрение мониторинга результативности бюджетных расходов на примере услуг в сфере благоустройства на Бору, принятие в Калининградской области \"Закона о доступе граждан к информации\", предусматривающего санкции чиновником за несоблюдение установленных сроков предоставления информации. Среди основных проблем, возникающих на пути реализации подобных проектов, участники семинара отмечали недостаточную развитость институтов гражданского общества и низкую активность населения, а так же недостаточную компетентность журналистов в освещении бюджетного процесса. На основе результатов семинара Межвузовский центр социально-экономической экспертизы разработает программу мероприятий по повышению прозрачности бюджетного процесса для Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Сотрудники противотуберкулезных диспансеров Нижегородской области обращаются в суд Сотрудники противотуберкулезных диспансеров Нижегородской области обращаются в суд с жалобой на то, что в области не реализуется федеральный закон, предусматривающий 25% надбавку к заработной плате врачей - фтизиатров. Об этом на заседании комитета Законодательного Собрания Нижегородской области по социальным вопросам во вторник сообщила руководитель профсоюза работников здравоохранения области Людмила Лукичева. Напомним, что в 2001 году Госдума России приняла закон \"О предупреждении распространения туберкулеза в РФ\", предусматривающий начисление 25% и 60% надбавки к заработной плате фтизиатрическим работникам в связи с вредными условиями работы. По словам Лукичевой, в Нижегородской области закон до сих пор не разработан. До сих пор дополнительное финансирование, согласно закону, не осуществляется. Финансирование закона должно осуществляться за счет областного бюджета и местных бюджетов. По словам Лукичевой, в областном бюджете на 2003 год средств на дополнительное финансирование работы фтизиатров не заложено. Обращение в суд подали сотрудники 4 диспансеров Нижегородской области, в том числе Балахнинского и Кстовского диспансеров. Алексей ЦЫГАНКОВ


Каскад (Калининград)

09.04.2003

ЕГОРОВ ВЫРАЖАЛСЯ КУЛЬТУРНО

Алена БРЕЗИЦКАЯ


Студенты калининградских вузов узнали разницу в обучении в России и США В Центральной городской библиотеке им. Чехова состоялась встреча с доктором филологических наук из Санкт-Петербурга Института российской истории РАН Борисом Егоровым. Тема беседы касалась русской культуры. Речь на встрече шла о деятелях русского зарубежья, с которыми Егоров общался лично. Наиболее острую полемику вызвал разговор о возрождении русской духовности. К сожалению, в последнее время все чаще возникает культурный вакуум, который требует немедленного заполнения. А сделать это все труднее. Массовая поп-культура занимает гораздо больше места, чем хотелось бы. А истинные ценности остаются невостребованными. Литераторы-эмигранты первой послереволюционной волны: Нина Берберова, Владимир Набоков, творчества которых коснулся гость из Санкт-Петербурга, принадлежат именно к таким непререкаемым авторитетам искусства, писательства, культуры. Не отвлекаясь от основной темы, участники встречи: студенты, преподаватели калининградских вузов, работники библиотек познакомились с книгами, которые Егоров привез с собой. Над многими из произведений он трудился несколько лет. Это биографический манускрипт-исследование \"Жизнь и творчество Юрия Лотмана\", обзоры и философские измышления: \"Литературно-критическая деятельность Виссариона Белинского\", \"Николай Добролюбов\", \"Петрашевцы\", \"Аполлон Григорьев\". Встреча с Борисом Егоровым вызвала живой интерес, впечатление произвела доступность и чистота литературного языка, столь характерного для старой петербургской профессорской среды. Кроме того, питерский гость поведал о том, как проходит процесс обучения в вузах США. Профессор преподавал там год, читая спецкурс по русской литературе. По словам некоторых калининградских студентов и преподавателей, принимавших участие в беседе, этот рассказ оказался небесполезным. Встреча в библиотеке им. Чехова завершила международную научную конференцию \"Русское зарубежье: приглашение к диалогу\", которая состоялась при поддержке института \"Открытое общество\" (фонд Сороса. Россия). Организаторы мероприятия - калининградская региональная молодежная общественная организация \"Центр \"Молодежь за свободу слова\", возглавляемая Ильей Дементьевым. Алена БРЕЗИЦКАЯ


Regions.Ru

08.04.2003 23:24

Нижегородская область. Журналисты и политики не готовы обсуждать вопросы открытости бюджета.


Нижегородские журналисты и политики не готовы обсуждать вопросы открытости бюджета. К такому мнению пришли участники экспертного семинара \"Региональный бюджетный процесс: максимум открытости, минимум коррупции\", проведенного сегодня в Нижнем Новгороде при поддержке Нижегородского центра социально-экономической экспертизы и московского института \"Открытое общество\". В целом нижегородский регион, по мнению экспертов, не является новатором с точки зрения открытости бюджетного процесса и настройки антикоррупционных институтов. Нижегородская область скорее идет за другими регионами, такими как Санкт-Петербург, Калининград, используя разработанные проекты и законы.По мнению политолога, директора Центра социально-экономической экспертизы Андрея Дахина, нижегородское журналистское и политическое сообщество не очень приспособлено к обсуждению этих тем, что является важным составляющим открытости бюджетного процесса. В качестве примера был приведен вчерашний пример заседания Законодательного собрания Нижегородской области, где депутатами не были услышаны справедливые, по мнению политолога, оценки депутата-банкира Александра Шаронова в отношении выплаты еврозайма. \"Был принят традиционный вариант - просто перекладывание долгов с получателей бюджетных средств на плечи нижегородцев - налогоплательщиков\", – добавил Андрей Дахин. С другой стороны, в Нижегородской области тоже есть положительный опыт в вопросе открытости бюджетного процесса, который мало известен. По словам Андрея Дахина, \"есть ряд центров и организаций, которые на уровне микропроектов все-таки продвигают тему общественного участия в бюджетном процессе и открытости\". Например, Институт развития города проводит проект по мониторингу оказания жилищно-коммунальных услуг населению в городе Бор.




  Тел/факс: (8162) 13-07-60
Pager: (8162) 115533 аб.2510
E-mail: diap@novsu.ac.ru
Designed by Mediaterra