Институт "Открытое общество" /Фонд Сороса/
 Сорос и Открытое Общество   Проекты   Пресс-центр 

Новости от 22.11.2002


Новости от 21.11.2002


Новости от 20.11.2002


Новости от 28.10.2002


Новости от 20.10.2002


Новости от 10.10.2002


Новости от 07.10.2002


Новости от 27.09.2002


Новости от 26.09.2002


Новости от 23.09.2002


Новости от 20.09.2002


Новости от 17.09.2002


Новости от 16.09.2002


Новости от 13.09.2002


Новости от 09.09.2002


Новости от 06.09.2002


Новости от 05.09.2002


Новости от 02.09.2002


Новости от 28.08.2002


Новости от 26.08.2002


Новости от 20.08.2002


Новости от 14.08.2002


Новости от 12.08.2002


Новости от 05.08.2002


Новости от 14.07.2002


Новости от 08.07.2002


Новости от 01.07.2002


Новости от 24.06.2002


Новости от 19.06.2002


Новости от 17.06.2002


Новости от 13.06.2002


Новости от 05.06.2002


Новости от 03.06.2002


Новости от 29.05.2002


Новости от 27.05.2002


Новости от 23.05.2002


Новости от 22.05.2002


Новости от 18.05.2002


Новости от 14.05.2002


Новости от 13.05.2002


Новости от 29.04.2002


Новости от 27.04.2002


Новости от 25.04.2002


Новости от 22.04.2002


Новости от 19.04.2002


Новости от 18.04.2002


Новости от 09.04.2002


Новости от 08.04.2002


Новости от 05.04.2002


Новости от 28.03.2002


Новости от 26.03.2002


Новости от 20.03.2002


Новости от 15.03.2002


Новости от 12.03.2002


Новости от 11.03.2002


Новости от 07.03.2002


Новости от 04.03.2002


Новости от 26.02.2002


Новости от 11.02.2002


Новости от 05.02.2002


Новости от 04.02.2002


Новости от 29.01.2002


Новости от 28.01.2002


Новости от 23.01.2002


Новости от 10.01.2002


Новости от 11.10.2001


Новости от 10.10.2001


Новости от 05.10.2001


Новости от 04.10.2001


Новости от 02.10.2001


Новости от 01.10.2001


Новости от 26.09.2001


Новости от 24.09.2001


Новости от 17.09.2001


« Актуальные новости
Известия
31.08.2002

Образовательный портал справил праздник


Вчера в Фонде Сороса по случаю стотысячного посещения портала Auditorium.ru состоялась встреча его создателей и партнеров. Среди них - ведущие российские академические институты: всеобщей и российской истории, философии, культурологии, социологии, государства и права, языкознания, психологии, мировой экономики и международных отношений, а также МГИМО, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования Российской Федерации. Портал был открыт 1 января 2002 года в российском Интернете как комплексный информационный ресурс для эффективного учебного процесса и активной научной работы в области общественных и гуманитарных наук. Это проект Фонда Сороса. В рамках встречи состоялась торжественная передача компьютерного класса приюту для бездомных детей при московской детской больнице N 21.

Интерфакс
30.08.2002

Фонд Сороса в Москве отпраздновал 100-тысячное посещение своего сайта в интернете


Москва. 30 августа. ИНТЕРФАКС - 100-тысячное посещение информационно-образовательного интернет-портала AUDITORIUM.ru отметили в пятницу в институте "Открытое общество" (Фонд Сороса) в Москве.На праздничной церемонии президент института Екатерина Гениева сообщила, что "данное событие отмечается в год еще одной даты - 15-летия существования отделения Фонда Сороса в России". 100-тысячное посещение сайта она назвала первым шагом в начале длинного пути и выразила надежду, что вскоре портал отпразднует визит миллионного посетителя.Сайт был открыт 1 января 2002 года как комплексный информационный ресурс для эффективного учебного процесса и активной научной работы в области общественных и гуманитарных наук. Электронная библиотека сайта составляет свыше 1200 текстов учебников, монографий, статей, рефератов и диссертаций. К концу года его создатели обещают увеличить объем материалов до 2,5 тыс. наименований.

Лидеры образования
01.09.2002

Гражданин и попечитель


Первые попечительские советы в новой России зародились в Красноярске. Но даже здесь очень по-разному, иногда прямо противоположно, понимают попечительство, его цели, задачи, функции и механизмы. Именно здесь становится ясно, что нельзя разобраться в конкретной ситуации, не замахнувшись на целое:

СПОНСОР ИЛИ ПАРТНЕР? Парадоксально, но, пожалуй, нигде в мире не было и, наверное, не будет такой тотальной системы попечительства, как в бывшем СССР. Смысл существовавшего тогда шефства был в том, чтобы поддерживать дозволенные, но выходящие за рамки государственного финансирования инициативы школы. Конечно, иногда эти "инициативы" подсказывались райкомом партии, однако далеко не всегда они были надуманными. Уже тогда некоторые директора школ научились использовать шефов на взаимно выгодных условиях для улучшения материальной базы вверенного им учреждения.

Об этом времени сегодня вспоминают, как о сладком сне и многим хотелось бы его вернуть, но идеологически до сих пор немодно вздыхать о прелестях "застоя", поэтому вспоминают другой сладкий сон - дореволюционных попечителей. Тогда быть меценатом образования было почетно в среде купцов и промышленников и модно в среде аристократов. Но дело даже не в том, насколько меценатство было распространено на Руси, а в том, что была традиция безвозмездной передачи денег на богоугодное дело просвещения народа. При этом попечителей редко интересовал сам учебный процесс. В основном все ограничивалось милой сердцу жертвователя сценкой: господин попечитель потреплет по головке какого-нибудь примерного ученика да выслушает сбивчивые благодарственные слова. Впрочем, более дотошные шли дальше и следили, чтобы подаренные деньги не разворовали, но намного важнее для них было, чтобы люди знали, что эту школу построил, к примеру, купец Потапов, а у этой попечительницей сама графиня Панина.

Сегодня настали другие времена. В условиях нашего диковатого рынка желающих просто так отдавать деньги не так уж много. По крайней мере, меньше, чем школ. Сегодня деловым людям интересны партнерские отношения, которые предполагают обмен. Потенциальные попечители очень часто предлагают: "Давайте мы научим вас зарабатывать деньги". Но это ли задача школы? Продавать она может только образовательные услуги. Те, кто научился делать это хорошо, открыли частные школы. А что делать остальным?

Очевидно, что школа уже не может быть закрытой структурой и решать свои образовательные проблемы сама. Расширился круг потребителей ее услуг. Теперь это не столько и не только государство, но и частные работодатели, родители и, наконец, сами ученики. Все они хотят оказывать влияние на учебный процесс, формируя, порой невнятно и обобщенно, социальный заказ. Школе же, в свою очередь, нужны средства на изменения, которые от нее ждут. Компьютеры, оснащение школьных кабинетов современными приборами и оборудованием, повышение квалификации педагогов - все это требует денег, которых у государства нет. Однако некоторые романтично настроенные идеологи попечительства считают, что это "прежде всего гражданский институт образовательной политики". Другими словами, они предлагают государству допустить всех заинтересованных лиц к формированию облика современной школы. Их логика понятна: общество недовольно школой и не хочет вкладывать силы и средства в такое образование. Дайте же обществу точку опоры, и оно перевернет школу. Попечительские советы и должны стать такой точкой опоры. Впрочем, похоже, что у части чиновников на это свой взгляд. Его можно выразить фразой одного из бывших министров финансов: "Делиться надо". То есть деньги давай, а как потратить, я и сам решу.

ВОСПИТАТЬ ПОПЕЧИТЕЛЯ В СВОЕМ КОЛЛЕКТИВЕ? Сейчас школе даже больше, чем когда бы то ни было, нужна помощь. Но как она должна быть организована? Недавно в Свердловской области все школы обязали создать попечительские советы. И без экспертизы понятно, что такое попечительство ничего не даст и станет формальностью. Ведь нет главного - понимания как использовать этот инструмент. Красноярский край пошел другим путем - "сознательного" и индивидуального пестования попечительских советов.Для этого здесь решили воспользоваться иностранной помощью. В 30 школах Красноярского края попечительские советы появились в рамках красноярско-британского проекта SAS. Школьные управленцы получили возможность обучиться опыту заграничных коллег в Англии, то есть сознательно разобраться в том, для чего нужен совет и как он действует. В рамках британской программы SAS прошло уже десять сессий для управленцев образования. Еще в крае действуют обучающие программы в рамках мегапроекта Фонда Сороса "Создание и реализация государственно-общественного управления в региональной системе образования, ее распространение средствами переподготовки и повышения квалификации"...

ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ
03.09.2002

Путь к сердцу зрителя


Когда искусство ощущает недостаток зрительского интереса, художникам положено ехать за город, обдумать свое положение, выдвинуть новые идеи. Что, собственно, и произошло в пансионате "Клязьменское водохранилище", где кураторы Владимир Дубоссарский, Александр Виноградов и Евгения Кикодзе устроили фестиваль современного искусства. Посетителям было предложено несколько площадок, на которых происходили разноплановые события. Главной ареной фестиваля стал полуразрушенный корпус пансионата -- пятиэтажное здание без стен, но с полами и лестницами. В его комнатах разместились художники, каждый получил по помещению, каждый устроил себе персональную выставку. Первый этаж здания отдали граффитчикам, которых также пригласили на фестиваль. Не первых попавшихся, а известных каждому москвичу на глаз -- например, группу "Зачем?", костяк которой составляют SAME и POSE (в их работоспособности можно убедиться, погуляв по городу, а наиболее известны они антивоенной фреской во дворе дома 58 по Большой Якиманке). Со второго этажа началось современное искусство. Граффитчики назвали современных художников дизайном и во многом оказались правы. Соблазн поработать с собственным помещением привлек большое количество художников. В их числе, кстати говоря, были не только серьезные звезды вроде Константина Батынкова, Олега Кулика и Татьяны Антошиной, но и начинающие (хоть и довольно давно начавшие) молодые из группы "Лето", которая образовалась благодаря "детскому" отделению фонда Сороса. Еще среди выставляющихся было много так называемых "нон-спектакулярщиков", или "осмоликов" (последователей А. Осмоловского и А. Тер-Оганяна). Они запомнились не только своими произведениями (например, вывеской "Не работает" при входе в одну из комнат), но и громкими причитаниями по поводу некачественной пансионатской пищи. Интересно, что чем незаметнее искусство, тем больше хочется кушать его создателям. "Осмолики" сделали еще и перформанс. Повиснув на деревьях, они декламировали в мегафоны текст знатного французского философа-деконструктивиста Жиля Делеза "Ризома". Несмотря на мегафоны, задача нон-спектакулярности была успешно выполнена, и перформанс прошел незамеченным. Что еще раз подтверждает старую истину: дело не в громкости произносимого, а в ясности сказанного:

Валентин ДЬЯКОНОВ

INOPRESSA.RU
02.09.2002

Российская наука возвращается 02 СЕНТЯБРЯ. The Wall Street Journal.


На Западе уже вошло в привычку говорить о том, что последние десять лет российская наука переживает глубокий кризис. Проблем в этой области действительно немало. Однако в ходе своей поездки в Москву и Новосибирск я и мои коллеги из университета Джорджа Мэйсона обнаружили, что ситуация меняется к лучшему.

400 000 российских ученых эмигрировали в богатые страны Запада, Азии, арабские государства. Многие ушли в бизнес. За последнее десятилетие резерв талантов заметно истощился. Кроме того, наука пострадала из-за резкого сокращения объемов государственного финансирования после распада СССР. Оставшиеся в стране ученые оказались в сложном положении.Однако попытки остановить развал науки начинают приносить результаты. В течение последних десяти лет ЕС и американский финансист Джордж Сорос начали реализацию нескольких программ. Сорос вложил более четверти миллиарда долларов в "Международный фонд науки" (ISF) и сменившую его "Международную научно-образовательную программу Сороса" (ISSEP). Главная задача - учить российских ученых подавать заявления на получение грантов, получать средства для финансирования исследований. Более 100 000 ученых уже получили гранты ISF и ISSEP, проведено множество научных конференций. Российские ученые научились бороться за получение финансирования за рубежом, у них появились стимулы для того, чтобы продолжать работу дома.

Конкурс на поступление в Новосибирский государственный университет и Московский государственный университет, два элитных учебных заведения, растет. Около десяти абитуриентов претендуют на одно место. Одаренные молодые россияне начинают понимать, что для того, чтобы добиться успеха в нормальной рыночной экономике - в которую Россия медленно превращается после хаоса ельцинских времен - им нужно получить хорошее образование.

Такое же впечатление возникло у нас, когда мы разговаривали с директорами двух ведущих институтов Академгородка под Новосибирском. После падения коммунистического режима Институт цитологии и генетики потерял треть из 1200 сотрудников. "Однако последние четыре-пять лет нам удается получать гранты российских и зарубежных организаций. В последние два-три годы мы полностью восстановили количество ученых в институте", - сказал директор Владимир Шумный. Институт ядерной физики тоже переориентировался. Об этом нам рассказал заместитель директора Геннадий Кулипанов. По его словам, в советские времена 80% ресурсов тратилось на исследования, а 20% - на практическое применение результатов в промышленности. В настоящее время сотрудники тратят четыре пятых своего времени на производство промышленного оборудования, которое покупают Китай, Япония, Южная Корея и даже США. Им удается зарабатывать более 20 млн. долларов в год. В прошлом году институт продал западным компаниям гигантские магниты и промышленные ускорители частиц для стерилизации почты и очистки отходов.

То же самое происходит в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Почему? Политическая ситуация в России стабилизировалась, люди поверили в будущее.

Советская империя рассчитывала в первую очередь на огромный военно-промышленный комплекс, а Россия делает ставку на устойчивое развитие обычной экономики. А такая экономика не может развиваться без достижений современной науки. И здесь трудно переоценить важное значение западной помощи.

Валерий Сойфер, профессор университета Джорджа Мэйсона

Regions.Ru
02.09.2002 11:00

Свердловская область. Объявлен конкурс на получение гранта от фонда Сороса в сфере поддержки сельских библиотек


Общероссийский конкурс на получение гранта от фонда Сороса в этом году носит название "Сельская библиотека - информационный центр местного сообщества". Претендовать на получение гранта в размере 10 тысяч долларов за один проект могут областные городские и районные библиотеки. Учреждения должны предоставить проекты, направленные на поддержку сельских библиотек - обмен библиотекарями, методическими пособиями, излишками литературы, организация совместных акций. Среди уральских учреждений культуры на получение соросовского гранта может претендовать библиотека имени Белинского, - сообщили "Новому Региону" в областном министерстве культуры. В прошлом "Белинка" уже получала подобный грант.

Челябинский рабочий
03.09.2002

Книжный десант


В управление культуры областной администрации поступили 20-тонные контейнеры с большой партией литературы. Это издания русских классиков и зарубежных авторов, книги для детей, справочники, энциклопедии. 174 наименования, а в общей сложности почти 60 тысяч книг. На их приобретение губернатор области П. Сумин выделил полтора миллиона рублей, а благодаря взаимодействию с московским фондом Сороса удалось приобрести великолепно изданные книги по достаточно низкой цене. Из этого богатства сформировано 300 комплектов. (Кстати, соседняя Свердловская область "потянула" только 100 комплектов). Теперь 300 сельских библиотек, в том числе совсем маленькие, деревенские, пополнят свои коллекторы свежей литературой. Это уже вторая очередь "книжного десанта". Год назад первые 300 комплектов были отвезены в сельскую местность.

Лидия САДЧИКОВА

Химкинские новости
03.09.2002

САМОЕ ДОРОГОЕ ИМЯ - УЧИТЕЛЬ


...В районе работают 1328 учителей, из которых 1140 имеют высшее образование. Растет число кандидатов и докторов наук, взаимодействующих со школами. 13 педагогов имеют звание заслуженных учителей Московской области, 20 - лауреаты премии Сороса. Однако наблюдается тенденция старения учительского корпуса: сегодня каждый пятый учитель - пенсионер. Перспективные учителя переходят на работу в Москву, недостаточен и приток молодых кадров. На работе педагогов сказываются нагрузки, подработки из-за низкой заработной платы. Падает и престиж этой профессии, которая сейчас слабо социально защищена...

К началу учебного года

Елена КАМШИЛИНА

Baltic News Service. Рига.
02.09.2002 13:05


Благодаря сотрудничеству с Управлением местами заключения и Фондом Сороса - Латвии, во вторник в Латвийской академии полиции откроется Центр юридической практики и помощи.Открытие этого центра - первая программа проведения студентами бесплатных консультаций для заключенных и преподавания им основ права, а также разъяснения практических навыков в решении юридических проблем.


  Тел/факс: (8162) 13-07-60
Pager: (8162) 115533 аб.2510
E-mail: diap@novsu.ac.ru
Designed by Mediaterra