Культура
15.07.2002
Современное искусство в традиционном музее
Так называется фестиваль, который проходит в Санкт-Петербурге с 6 по 31 июля. В нем участвуют 12 музеев, принимающие в своих стенах проекты российских и зарубежных художников. Фестиваль проводит Петербургский фонд культуры и искусства "Институт ПРО АРТЕ" при поддержке Фонда Форда, Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга. Все проекты, участвующие в фестивале, стали победителями проводимого "Институтом ПРО АРТЕ" субгрантового конкурса, на средства которого вот уже третий год существует этот фестиваль. Основная идея мероприятия, по мнению организаторов, заключается в содействии сближению традиционной культуры и современного искусства, модернизации деятельности петербургских музеев и повышении их статуса.
"ВСЯ РОССИЯ" - Новости Регионов
13.07.2002
НАУКА, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ, СМИ
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ" 12 ИЮЛЯ В Петербурге проходит третий фестиваль "Современное искусство в традиционном музее"
Алла Шарандина
ПЫЛЬ, СЕРИАЛЫ, ПОРТОВЫЕ КРАНЫ
До 31 июля в нашем городе будет продолжаться третий фестиваль "Современное искусство в традиционном музее", организованный Институтом ПРО АРТЕ при поддержке фонда Форда и фонда Сороса. Как и раньше, проект поддерживает сотрудничество малых городских музеев с современными художниками. Сотрудничество это, к слову, весьма взаимовыгодное. Автор, получивший грант на проведение выставки (около 5 тысяч долларов), делится средствами с приютившим его музеем. Так что поначалу консервативно настроенное музейное сообщество теперь, в третий фестивальный год, воспринимает идею "Современного искусства" с большим энтузиазмом. Об этом свидетельствует ворох поданных от городских музеев заявок на участие в программе: их количество почти в десять раз превышает необходимое. Связь музеев и современных авторов за последний год подкрепилась несколькими неожиданными фактами: некоторые художники нашли свое призвание в музейной деятельности. Так, некрореалист Владимир Кустов стал сотрудником Музея судебной медицины при Академии им. Мечникова после показа там своей выставки "Приближение". А подробно нарисовавшие скелеты мифических химер и горгон Ник Барабанов и Мария Заборовская теперь рисуют обыкновенных зверей для музея кафедры анатомии животных в Ветеринарной академии. Зрители тоже не остаются обделенными. Фестиваль дает им возможность побывать в незаслуженно забытых мини-музеях, спрятанных в петербургских двориках, иногда и вовсе закрытых для посетителей... Во время фестиваля у каждого из таких музеев, чтобы зрители не заблудились, должен стоять молодой человек с большим рыжим шариком в руках. Кроме того, зрители смогут оценить современное искусство и, может быть, найти в нем что-то близкое и понятное. С последней частью программы, правда, связаны некоторые трудности. Многие из представивших свои работы художников страдают чрезмерной страстью к концептуализму. Их работы надуманы от начала и до конца. Они быстро забываются, не оставляя в душе никакого следа. Некоторые авторские идеи, представленные на фестивале, так и хочется назвать затеями. Вот, например, собралась группа веселых "мусорщиков" (Александр Мохов, Николай Слободяник и другие) и подмела несколько известных театральных сцен Петербурга. Потом любовно рассортировала собранную пыль, мусор, перья Маленьких Лебедей по колбам и выставила на зрительский суд в музее Александринского театра... Как и в прошлый раз, все открытые выставки не объединены никакой общей идеей. "Мы творим настоящее варварство в искусстве, - говорят представители института ПРО АРТЕ и фонда Форда. - Но это долгосрочный проект, и главное, что мы знакомим горожан с современными художниками и укрепляем связь последних с традиционными музеями".
Новая газета
15.07.2002
ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИНОКЛЬ
Екатерина ВАСЕНИНА
Елена ГРЕМИНА: В театре сегодня побеждают высшие ценности плюс оперативный менеджмент Четыре года назад <Документальный театр> был маленьким семинарским проектом, организованным при поддержке института <Открытое общество> и лондонского театра <Ройял Корт>. Проект возглавила и с тех пор не покидает драматург Елена Гремина. Сегодня, когда российская драма, преодолев период маргинальности, переживает всплеск популярности, скромный греминский проект под новым названием <Театр.doc> арендовал полуподвальное помещение в Трехпрудном переулке с импровизированной сценой. Интерес к тому, что на ней происходит, очень большой. Это не коммерческий проект, здесь ничего не берут за право поиграть на сцене. <Называйте, как хотите. Клуб по интересам, общественное движение, театральная мастерская>, - говорит Гремина, при чьем непосредственном участии в Москве не так давно удачно прошел фестиваль <Новая драма>. Елена не афиширует своих функций театральной матери Терезы для начинающих актеров, режиссеров и драматургов. Это и так все знают. А вот про новую драму, о которой так много все говорят, <мы знаем очень мало, но обязательно должны знать больше>... - Вы довольны фестивалем <Новая драма>? - Он прошел в первый раз, случился и получился. Организации-учредители,- а это ассоциация <Золотая маска>, МХАТ имени Чехова и центр <Документальная сцена>,- решили проводить его и в дальнейшем. Москвичи <Новую драму> приняли очень хорошо. Камергерский переулок стал фестивальным центром, была своя фестивальная толпа, в основном состоящая из молодежи, во МХАТе были заняты все три сцены - Основная, Новая и Малая. Получилась очень хорошая московская летняя история. Сама идея такого фестиваля принадлежит директору <Золотой маски> Эдуарду Боякову. Но это независимый, инновационный, слегка безумный проект, объединяющий молодежь из разных городов. Мы существуем как общественное движение - почти без денег и с амбициозными идеями. - Чем вы можете объяснить сегодняшний интерес к новому слову в театре? - Последний раз драматургический бум у нас в стране случился в период перестройки по поводу запрещенных до этого западных пьес шестидесятых годов - Беккет, Ионеско, Кольтес. Уже тогда российская драматургия перестала влиять на театральный процесс. Сейчас разные люди говорят о драматургическом дефиците и пытаются его восполнить. Процесс идет активно, но еще не так, как в Европе. На Эдинбургском фестивале, например, 70-80% всех спектаклей поставлены по современным пьесам. - Вы отслеживаете ситуацию, читаете пьесы уже много лет подряд, участвовали в создании драматургического фестиваля <Любимовка>. Можете что-нибудь сказать об изменении сознания драматурга? И каков процент качественных текстов? - Пьес на конкурс <Фестиваля молодой драматургии> (в этом году он проходил в рамках фестиваля <Новая драма> при поддержке Комитета по культуре правительства Москвы) прислано было много, и средний уровень, на мой взгляд, очень вырос. Одна из тенденций - много реалистических пьес <про жизнь>. <Вот я, дорогие зрители, а вот как это все началось и что с нами дальше случилось>. Это старый прием средневекового театра, но он по-прежнему работает и всегда вовлекает зрителя в диалог со сценой. Вторая тенденция - обращение драматургии завтрашнего дня (ведь это свеженаписанные пьесы, и поставлены они будут - если будут - в следующих сезонах) к важнейшим проблемам - смерть, религия и вера, экзистенциальный выбор. В пьесе Максима Курочкина герой спускается в ад, чтобы навестить умершего отца. Две пьесы Родиона Белецкого очень интересные. Одна, <Забавное богоискательство>, - актуальная история об отношениях современного молодого человека и религии, о том, как юноша пытается воцерковиться. Вторая, <Разговор, которого не было>, - тоже о вечных вещах, дружбе, смерти. Очень интересная пьеса двух авторов из Костромы Владимира Забалуева и Алексея Зензинова <Время Я>. - А как тогда объяснить такой парадокс: в номинации <Новой драмы> <Лучшая пьеса> победил <Облом off> Михаила Угарова. Текст ироничный, больной, современный, но в основе - Гончаров. - <Облом off>, <Анна Каренина-2> - это одна из тенденций новой драмы. Есть другие, есть техника документального театра <вербатим>. Одна пьеса, представленная на фестивале <Новая драма> в конкурсной программе, была сделана по модели расшифрованного интервью с реальными людьми (<Угольный бассейн> театра <Ложа>), составленного из диалогов кемеровских шахтеров. На фестивале были показаны <Преступления страсти> Галины Синькиной. Синькина была в нашей театральной группе, которая выезжала в женскую колонию № 6 строгого режима. Там, в колонии, есть психотерапевтический театр, который работает с заключенными под началом психолога Галины Рословой. Там родилась несколько проектов. - Как вы узнали о том, что в колонии есть психотерапевтический театр? - Нас познакомила в институте <Открытое общество> координатор программы <Культура> Елена Зеленцова. Галина Рослова - девушка двадцати четырех лет, выпускница Орловского пединститута, врач-психолог в колонии № 6 и источник позитивной энергии там. Психотерапевтический театр в колонии - это ее инициатива. Из этого знакомства возникли два интересных проекта - литературный семинар по драматургии среди женщин-заключенных, который наши драматурги там провели (пьеса <Мой голубой друг> женщины-заключенной Екатерины Ковалевой, прочитанная на фестивале Ингеборге Дапкунайте, - один из результатов семинара). И два проекта <Документального театра> - <Преступления страсти> Галины Синькиной и <Я дочь своей матери> Екатерины Нарши и Аглаи Романовской. Интерес ко всем этим начинаниям очень велик. В августе в нашем <Театр.doc> Галина Синькина выпускает премьеру - <Преступления страсти>. - Бестактный вопрос. Как вы делите теперь драматургов с <Центром Рощина и Казанцева>, ведь они первые начали работать в Москве как открытая сценическая площадка? - Мы не конкурируем, а сотрудничаем. Мы пытаемся в своей работе отрицать <вертикальные> взаимоотношения - конкуренция, соревнование <эго>, кто выше и лучше и др. Когда у нас получается следовать этому, мы сильны. Часто бывало так, что проекты, инициированные нами, потом, к нашей радости, развивались в Центре драматургии и режиссуры. Сейчас у нас после фестиваля <Новая драма> несколько проектов, связанных с новыми пьесами, обнародованными в программе читок. Какие-то из них захочет принять к постановке МХАТ, какие-то - Центр драматургии и режиссуры. А для того, что окажется слишком радикальным или слишком необычным, у нас есть свои скромные ресурсы - <Театр.doc>. Может быть, в этом сезоне сделаем с Центром драматургии копродукцию. Режиссер Ольга Субботина, текст Александра Железцова <Красной ниткой>. Будет петь русские песни отличная актриса Ольга Лапшина плюс панк-квартет Владимира Панкова - такой драматургически-музыкальный проект. Где показывать - решим. - Как вы думаете, будет продолжаться экспансия новой драмы в России в ближайшие годы? - Я думаю, новая драматургия займет ровно то место, которое сможет занять. - Насколько велик интерес к русской драме за границей? - Скажем так: он есть. С лондонским театром <Ройял Корт> мы продолжаем активно сотрудничать. Они были первыми, кто серьезно заинтересовался тем, что происходит с современными пьесами в России. Европейская драматургия - такая разная, и мы так мало о ней знаем. Большинству знакомы имена Марка Равенхилла и Сары Кейн. И все. А есть, например, пьеса Кэрил Черчилль <Далеко>, где через метафору раскрыты жгучие социальные реалии - война, жестокость, геноцид. Или ее документальная пьеса <Серьезные деньги> - о лондонской бирже - в жанре средневековой мистерии. Там фигурируют охотники и рыцарь на белом коне - как видите, опознавательные знаки у этого английского автора отличаются от тех, по которым уже привыкли маркировать английскую драму. Мы так мало знаем, и мы обязательно должны знать больше! - Мы мало переводим друг друга? - Успешные спектакли по тому же Равенхиллу, сделанные Ольгой Субботиной и Кириллом Серебренниковым, являются лучшим стимулом и для того, чтобы переводчики что-то делали. Татьяна Могилевская очень успешно занимается российско-французским проектом: более десяти русских пьес переведены и успешно идут во Франции. Это как раз поколение тридцатилетних - Курочкин, Гришковец, Драгунская, Вадим Леванов. - Что сегодня заставляет людей писать пьесы, а не заниматься игрой на бирже, например? - Действительно, что? (Улыбается.) Вот важная вещь. На глазах развились структуры независимых театров. По итогам фестиваля <Новая драма> призы получили именно они - Центр драматургии и режиссуры, театр <Особняк>, театр <АпАрте>. Сегодня в секторе новой драмы побеждают группа творческих единомышленников плюс оперативный менеджмент, пусть даже это менеджмент дилетантов. Алексей Казанцев - он в первую очередь драматург, писатель, творческий человек, а создал Центр, сделал такое дело, с которым группа менеджеров могла бы не справиться. Потому что вокруг него собралась команда людей, которые понимают, что они делают, зачем они это делают, и хотят это понимать. Питерский театр <Особняк>: Я слежу за ним уже лет шесть. Я помню, был момент, многие из его артистов ушли из академических театров, днем работали дворниками, играли вечерами в <Особняке> то, что они хотели и как они хотели. Кемеровский театр <Ложа>, челябинская мастерская <Бабы>... Люди работают на чрезвычайно высоком уровне, имея так мало материальных ресурсов, - проблемы с помещением, с финансированием. Почему независимые театры не только выживают, но и зачастую добиваются впечатляющих творческих результатов? Потому что это не просто организация с вешалкой и бухгалтерией - здесь группа единомышленников, люди готовы стоять насмерть, чтобы жил их театр. <Где то, ради чего, несмотря ни на что?> (цитата из пьесы Екатерины Нарши). В этих независимых театрах (как, я надеюсь, и у нас в <Театре.doc>) люди осознают это <то, ради чего>. - Какова сила слова в театре сегодня? - Очень большая. Особенно на камерных площадках. И никакой пластический и невербальный театр этого не заменит. В нашем крохотном <Театре.doc> я просто сама вижу, как люди остро воспринимают именно слова, сказанные им, близко от них. Своего рода телевизионный <крупный план>. Возникает момент настоящей связи с публикой. И это и есть сущность театра. На документальном спектакле Галины Синькиной <Преступления страсти> (о женщинах-заключенных, совершивших преступления из-за любви) зрительница настолько отождествила артистку с персонажем, что закричала: <Как ты можешь так делать, где твои дети, ты забыла, что у тебя есть дети?> И вышла из зала вне себя, хлопнув дверью. Театр должен возбуждать сильные чувства.
Вечерний Новосибирск
13.07.2002
Слет молодых лидеров образования из глубинки
Татьяна ЗЛЫГОСТЕВА
Новые образовательные технологии с трудом приживаются даже в городских школах, где, казалось бы, есть полный доступ к любым разработкам в данной области. Для сельских же учителей повышение квалификации - задача почти невыполнимая. Новый проект <Молодые лидеры образования> призван исправить ситуацию. В рамках его проведения будущих директоров сельских школ обучают развивать лидерские качества, эффективно общаться, знакомят с прогрессивными педагогическими технологиями. Немаловажной частью является и работа в сети Интернет.Организаторы мероприятия - управление образования обладминистрации, институт <Открытое общество>, региональный Центр Федерации интернет-образования и центр инновационных технологий <Открытие>.Первая сессия проекта стартовала 1 июля, чему и была посвящена пресс-конференция в центре <Открытие>, состоявшаяся в минувший вторник. Начальник управления образования администрации Новосибирской области Владимир Иванов заявил, что омоложение руководящих кадров областных образовательных учреждений - один из наиболее важных аспектов в программе развития сельских школ. Сейчас группа, проходящая эксперимент, состоит только из тридцати человек. В будущем, если результаты окажутся удачными и, соответственно, появится возможность увеличить финансирование, обучающихся может стать больше.В процессе повышения квалификации знакомство с инновационными технологиями, несомненно, важно. Однако директор Центра Федерации интернет-образования Александр Баннов убежден: <Должны произойти глубинные изменения в качестве образования, важен подход к конкретному ребенку - это огромная работа по изменению философии учителя, а успех любой программы зависит от руководителя школы. Участие в эксперименте приняли самые инициативные преподаватели сельских школ. Так, Павел Зуев, учитель физкультуры Краснообской средней школы, рассказал, что о проекте узнал от директора, и ему осталось только проявить интерес и приехать.В следующий раз молодые лидеры образования из глубинки встретятся в ноябре.
Центр экстремальной журналистики
11.07.2002
Семинары для журналистов и студентов факультетов журналистики "Освещение проблем инвалидов в средствах массовой информации"
http://www.cjes.ru/ Новости правозащитных, общественных и иных организаций Россия
Региональная общественная организация инвалидов "Перспектива" проводит семинары для журналистов и студентов факультетов журналистики "Освещение проблем инвалидов в средствах массовой информации" Семинары проводится в рамках проекта "Инвалидность и СМИ", который проходит в Москве, Тбилиси, Ереване и Баку при поддержке Института "Открытое Общество" (фонд Сороса - Будапешт).
Цели проекта: 1. Просвещение общества четырех стран СНГ в вопросах, связанных с инвалидностью. 2. Улучшение способностей участвующих в проекте организаций инвалидов более эффективно работать со СМИ. Цель семинара: дать журналистам новую информацию для более объективного и разностороннего освещения проблем инвалидности в СМИ. Задачи семинара: § Обсудить стереотипы, существующие в обществе по отношению к инвалидам. § Обсудить влияние используемой терминологии на характер освещения темы инвалидности в СМИ. § Обсудить критерии объективного Методы проведения семинара: При проведении семинара используются интерактивные методы работы (дискуссии, мозговая атака, работа в малых группах). На семинаре будут продемонстрированы примеры статей и сюжетов, написанных или снятых российскими и зарубежными журналистами. Материалы: Все участники семинара получат папки с материалами, касающимися освещения проблем инвалидности в СМИ, а также брошюры "Инвалиды: язык и этикет". Продолжительность: Семинар состоит из двух сессий по полтора часа. География: Семинары проводятся в Москве или Подмосковье. Тренеры могут приехать для проведения семинара в другой город в сопредельных с Московской областях, однако этот вопрос нужно обсуждается отдельно. Все детали, связанные с проведением семинаров, можно обсудить с Ольгой Дроздовой по телефону: 970-6805. Электронная почта: gogol@mail.cnt.ru http://www.perspektiva-inva.ru
|