Институт "Открытое общество" /Фонд Сороса/
 Сорос и Открытое Общество   Проекты   Пресс-центр 

Новости от 22.11.2002


Новости от 21.11.2002


Новости от 20.11.2002


Новости от 28.10.2002


Новости от 20.10.2002


Новости от 10.10.2002


Новости от 07.10.2002


Новости от 27.09.2002


Новости от 26.09.2002


Новости от 23.09.2002


Новости от 20.09.2002


Новости от 17.09.2002


Новости от 16.09.2002


Новости от 13.09.2002


Новости от 09.09.2002


Новости от 06.09.2002


Новости от 05.09.2002


Новости от 02.09.2002


Новости от 28.08.2002


Новости от 26.08.2002


Новости от 20.08.2002


Новости от 14.08.2002


Новости от 12.08.2002


Новости от 05.08.2002


Новости от 14.07.2002


Новости от 08.07.2002


Новости от 01.07.2002


Новости от 24.06.2002


Новости от 19.06.2002


Новости от 17.06.2002


Новости от 13.06.2002


Новости от 05.06.2002


Новости от 03.06.2002


Новости от 29.05.2002


Новости от 27.05.2002


Новости от 23.05.2002


Новости от 22.05.2002


Новости от 18.05.2002


Новости от 14.05.2002


Новости от 13.05.2002


Новости от 29.04.2002


Новости от 27.04.2002


Новости от 25.04.2002


Новости от 22.04.2002


Новости от 19.04.2002


Новости от 18.04.2002


Новости от 09.04.2002


Новости от 08.04.2002


Новости от 05.04.2002


Новости от 28.03.2002


Новости от 26.03.2002


Новости от 20.03.2002


Новости от 15.03.2002


Новости от 12.03.2002


Новости от 11.03.2002


Новости от 07.03.2002


Новости от 04.03.2002


Новости от 26.02.2002


Новости от 11.02.2002


Новости от 05.02.2002


Новости от 04.02.2002


Новости от 29.01.2002


Новости от 28.01.2002


Новости от 23.01.2002


Новости от 10.01.2002


Новости от 11.10.2001


Новости от 10.10.2001


Новости от 05.10.2001


Новости от 04.10.2001


Новости от 02.10.2001


Новости от 01.10.2001


Новости от 26.09.2001


Новости от 24.09.2001


Новости от 17.09.2001


« Актуальные новости
Известия
05.06.2002

Анна КОВАЛЕВА

Джеймс БИЛЛИНГТОН: Россия пойдет в сторону яркого будущего


В Москву снова приехал знаменитый русист, директор Библиотеки конгресса США Джеймс БИЛЛИНГТОН. Каждый его приезд сопровождается открытием новых глобальных российско-американских проектов в гуманитарной области. В эксклюзивном интервью корреспонденту "Известий" Анне КОВАЛЕВОЙ он рассказал о том, какие проекты привез на этот раз.

- Господин Биллингтон, с чем вы приехали в Москву? - Если так можно выразиться, мы привезли потенциальных доноров, чтобы познакомить их ближе с российской культурой и обсудить возможности усиления сотрудничества. Для нас большая честь, что наша группа была принята госпожой Путиной. Тем более что в нашей небольшой делегации - не только сотрудники негосударственных организаций, а именно "Madison Council", но и конгрессмены, работающие в комиссии по распределению финансирования. Многие русские приезжают в Америку, но не менее важно, чтобы и американцы могли приехать в Россию и увидеть, какие огромные изменения произошли. За неделю до нашего приезда - и это приятная случайность - спикер вашей Думы подписал официальный договор со спикером палаты представителей конгресса США о сотрудничестве с Библиотекой конгресса. - Какие российские проекты сейчас у Библиотеки конгресса? - Главных - два. Первый - программа "Открытый мир". С ее помощью молодые талантливые политические лидеры могут приехать в Америку, чтобы принять непосредственное участие в политической жизни страны, изнутри узнать, как работает американская политическая система. Эта программа существует три года, за это время через нее прошли четыре тысячи молодых людей. И мы ожидаем, что в ней примут участие еще две с половиной тысячи. Вторая программа, над которой мы сейчас работаем и которая также поддерживается Конгрессом - "Встречи на границах". Ее задача - оцифровка российских библиотечных сокровищ. Это двуязычная образовательная программа. Она предназначена для людей любого возраста в обеих наших странах. Состоит она в том, что на электронные носители копируются основные первоисточники: картины, рукописи, открытки, карты и многое другое. Потом они переносятся в Интернет. Любой желающий может получить представление о том, как наши страны развивались, какими путями шла наша и ваша культура, как складывались наши взаимоотношения, как Россия двигалась на Восток, а Америка - на Запад. На мой взгляд, "Встречи на границах" - новый подход к истории для обеих стран. В рамках этой программы мы работаем не только с московскими библиотеками, но и с петербургскими, сибирскими, уральскими... - Вы заметили, что в отношениях между двумя странами на высшем уровне всегда есть проблемы, которые неразрешимы, если нет личных связей между людьми. Но не кажется ли вам, что личные связи всегда остаются частным опытом частных людей - и не более того? - Сложно сказать. Но что касается участников нынешней поездки, могу сказать уверенно: на них произвело колоссальное впечатление увиденное в России. И речь не только о памятниках культуры, которые всегда поражают иностранцев. Куда важнее та теплота, динамизм, надежды, которые есть у всех россиян, особенно у молодежи. К сожалению, средства массовой информации в основном пишут о проблемах. Проблемы действительно существуют, и они более чем серьезны, но не составляют всей картины жизни. А вот когда вы встречаетесь лицом к лицу с людьми, даже в течение короткого времени, вы не можете не почувствовать, что Россия найдет способ преодолеть тяжелую нынешнюю ситуацию и пойдет в сторону более яркого будущего. Люди, которые приехали с нами на этот раз, знают, как достигается успех, они прошли через все этапы его достижения, и они видят в вашей молодежи качества, необходимые для успеха. - Кто ваши российские партнеры? - Нас постоянно и очень существенно поддерживают Институт "Открытое общество" и многие другие российские организации. Также мы сейчас начинаем работать и еще над одной задачей: над сохранением и восстановлением музыкальных архивов Мариинского театра. - Какое-то время назад вы говорили, что Россия находится в поисках своей посткоммунистической идентичности. Нашла она эту самую идентичность? - Я даже написал работу по этому вопросу: она готова вся, за исключением выводов. Но могу сказать, что новая идентичность России состоит из двух элементов. Первый меньше всего понимают за границей. Это - восстановление полноценного существования в рамках заново приобретаемого культурного и исторического наследия, восстановление утраченных традиций. Вторая же составляющая - открытие новых для России элементов жизни: новая политическая структура, открытость и свобода, которые жестко подавлялись у вас в советское время и бурно развивались на Западе. Две этих тенденции в общем-то не конфликтуют друг с другом, просто нужно взять самое лучшее из обеих частей. Другой вопрос, что в этом процессе всегда может возникнуть опасность националистического подхода, когда единственное, что Россия захочет получить от западного мира, - технологические преимущества без свободы, без открытости, без умения создавать новые ценности. Но всегда стоит уповать на лучшее. Лихачев в одной из своих работ заметил, что у Киевской Руси была удивительная способность поглощать невероятно большое количество чужих культурных традиций. И я надеюсь, что в этом отношении Россия не сильно изменилась с тех пор. - Последняя глава вашей книги "Икона и топор" называется "Ирония российской истории". Книга была написана в 1966 году. С тех пор в российской истории нашлось место для иронии? - О, всегда! Иронии в вашей истории предостаточно. Невероятно иронично - причем в героическом смысле этого слова, - что коммунизм и советская власть закончились не путем вооруженного столкновения, а в результате моральных изменений, которые произошли в умах людей в России. И конец коммунистического правления в России я считаю одной из величайших моральных революций в мире. Но ирония - не только российское свойство. В принципе нет ничего более ироничного, чем человеческая история. Ирония по своему характеру противоречива, но она имеет внутреннюю логику: понять суть события можно только после того, как оно произошло. Как писал Гегель, сова Минервы вылетает лишь в полночь.

* * ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Екатерина ГЕНИЕВА, директор Библиотеки иностранной литературы имени М. Рудомино, президент Института "Открытое общество" (Фонд Сороса). В проекте "Встреча на границах" с российской стороны принимают участие три библиотеки: Российская государственная, Библиотека иностранной литературы, Национальная библиотека, а также Институт "Открытое общество". Дело это сложное и интересное. Прежде всего: что из архивов копировать, что переводить в "цифру"? Информационные цели Библиотеки конгресса не могут полностью совпадать с нашими информационными интересами. Плюс у нас с Америкой несколько отличные образовательные приоритеты. Наша задача состоит в том, чтобы по максимуму сохранить наше национальное достояние. Поэтому мы, используя предложенные Библиотекой конгресса и адаптированные к нашим условиям методики, переводим в электронную форму гораздо большее количество архивных материалов, чем это было предусмотрено первоначальными параметрами. Этому проекту уже три года, и он должен растянуться еще на два года. Но это уже зависит от увлеченности "Madison Council" и от тех возможностей, которые будут у Института "Открытое общество". Я сказала, что с российской стороны в проекте задействованы три крупнейшие библиотеки страны; на самом деле - и в этом заключается истинная масштабность проекта - мы переводим на цифру материалы сотен библиотек, музеев, архивов, которые находятся на этом большом сибирском пути, соединяющем движение Запада на Восток и Востока на Запад. А три наши библиотеки занимаются лишь менеджментом и файнрайзингом этого предприятия. Помимо всего прочего это замечательный образовательный материал, полезный для школьников, студентов и преподавателей.


Московский комсомолец

08.06.2002

Андрей Тумаркин

Телегазета

ПРОСТИ, ПРОЩАИ...


Последний фильм Саввы Кулиша не выпускают в телеэфир Завтра будет ровно год, как нет с нами замечательного режиссера Саввы Кулиша. Автора знаменитого "Мертвого сезона" и других, не менее ярких картин. Кого ни спроси - все говорят о нем как о талантливом, безумно влюбленном в кинематограф человеке. После того как человек покидает этот мир, остается не только память о нем и его делах. Остаются и сами дела. Так, своеобразным памятником Савве Яковлевичу стала его последняя работа в кино - документальный сериал "Прости, прощай XX век". - Савва долго вынашивал идею картины, хотел снимать, но как-то не складывалось, - говорит вдова кинорежиссера Варвара Кулиш. - Однажды, кажется в Оренбурге, он познакомился с Екатериной Юрьевной Гениевой. Она является представителем фонда Сороса в России. Ей понравилась концепция фильма, и она познакомила Савву с Соросом. После той встречи Савва больше двух лет работал над картиной. - О чем говорится в этом фильме? - "Прости, прощай XX век" состоит из 12 серий. Это фильм о тех язвах, которые преследовали наше общество в XX веке, и как сделать так, чтобы они не перешли в век XXI. В частности, в картине рассказывается о преступлениях против мира и человечества, то есть о Нюрнбергском процессе. Другая серия как бы посвящена истории болезни: откуда взялся фашизм? Как он распространяется и как он захватывает общество? Следующая серия - "Вождь и толпа". Это размышления на тему диктаторства: Сталин, Гитлер, Муссолини... Очень интересная серия под названием "Зубы дракона". Она говорит о пропаганде фашизма. Знаете, я думаю, сегодня Геббельса называли бы суперимиджмейкером. Ведь это именно он, если объективно смотреть на вещи, придумал "черный пиар". - Где же сериал сейчас? Почему его не показывают? - У нас был договор со Вторым каналом. Но, когда их руководство посмотрело картину, нам сказали, что картина представляет собой лишь точку зрения на некоторые события Саввы Кулиша, но никак не государственного телевидения. Сейчас мы ведем переговоры с другими каналами. Подготовили тираж видеокассет, перевели фильм на английский язык - его хотят закупить в Израиле, США, Германии. В общем, все хорошо, кроме того, что в России нас не показывают. Странно... Мне казалось, что в картине поднимаются самые актуальные на сегодняшний день вопросы. В августе в Выборге, как обычно, пройдет очередной, 10-й по счету кинофестиваль "Окно в Европу" - любимое детище Саввы Кулиша. Для участия в конкурсе отобраны новые фильмы, обсуждается культурная программа... В этом году оргкомитет фестиваля учредил новую премию - имени Саввы Кулиша. По всей видимости, она будет вручаться молодым кинематографистам.


ИТАР-ТАСС. Криминальная хроника и чрезвычайные происшествия.

07.06.2002

МЕДИЦИНА-ИНФЕКЦИЯ-ВИЧ-ПРОЕКТ

В Иркутске началась кампания по ограничениюраспространения ВИЧ-инфекции - "Первый шаг к здоровью"


ИРКУТСК, 7 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Владимир Ходий/.Реализация проекта по ограничению распространения ВИЧ-инфекции "Первый шаг к здоровью" началась в областном центре Прибайкалья. Суть его в том, что теперь каждый наркозависимый может бесплатно получить новый шприц в обменна использованный. Как сказали в областном комитете Красного Креста, проект поддержан региональным центром Анти-СПИД,департаментом здравоохранения мэрии города, межрайоннымотделом милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.На его реализацию Фонд Сороса выделил грант в размере 23тысяч долларов, что позволит ежемесячно обменивать 10 слишним тысяч шприцев.


ВолгаИнформ

06.06.2002 08:21

Ивановская область. В конце июня состоится IV фестиваль гуманитарных наук "Иваново - 2002".


В конце июня в области состоится IV фестиваль гуманитарных наук "Иваново - 2002". Среди его организаторов - Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса), Министерство образования РФ, Ивановский государственный университет, администрация Ивановской области. По словам ректора ИвГУ В.Егорова, в городе уже давно не проводилось таких представительных научных мероприятий. На фестиваль соберутся все крупные экономисты, а также ученые, занимающиеся гендерными исследованиями, ожидается прибытие иностранных участников. В рамках фестиваля состоится конференция "Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе", а также международный симпозиум "Научное наследие Н.Д.Кондратьева в контексте развития российской и мировой социально-экономической мысли". Участников ожидают поездки по малым городам Ивановской области: по Плесу и Палеху. Издательство ИвГУ уже сейчас готовит к выпуску сборники тезисов фестиваля. Научное событие будет широко освещаться в средствах массовой информации.


ВолгаИнформ

06.06.2002 08:36

Кировская область. Валентин Пугач об открытии программы "Киров - Культурная столица Приволжского федерального округа - 2002".


В торжественном открытии программы "Киров - Культурная столица Приволжского федерального округа - 2002", которое состоится в 17.00 в областной филармонии, примут участие Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко, эксперты Совета Европы и Фонда Сороса, руководители региональных и муниципальных органов управления культурой Приволжского федерального округа.Координирующим центром по приему высоких гостей и известных деятелей культуры гостей в эти дни стал аппарат Главного федерального инспектора по Кировской области Валентина Пугача. При его активном содействии работает Исполнительная дирекция и пресс-центр программы "Киров - Культурная столица", при активном взаимодействии с мэром Кирова Василием Киселевым обновляются фасады зданий и дороги города."Уверен: день этот был долгожданным. Нельзя было не заметить, что акции программы "Киров - культурная столица" шествовали как бы сами собой уже с начала года. А значит то, что Киров получил звание культурной столицы Поволжья, было востребовано кировчанами и воспринято, как шанс предъявить все лучшее, чем может гордиться любимый город, - считает главный федеральный инспектор по Кировской области Валентин Пугач.- С момента своего официального открытия культурный марафон обретает новое дыхание, чтобы уже к концу 2002 года достичь своей кульминации. За это время кировчанам и гостям города предстоит стать свидетелями множества разнообразных культурных событий, сделать каждый свои открытия и, возможно, даже испытать "культурный шок". Хотя избытка культуры быть не может, особенно если обратиться к нашей действительности. Однако преобразовывать ее, делать свою жизнь и свой город культурнее, светлее, может и должен захотеть каждый. Трудно переоценить социальное и гуманитарное значение данной программы для городов Поволжья. Мы вместе с Нижнекамском передали эстафету от Ульяновска и уже объявлен новый конкурс 2003 года. Уверен: культурный марафон принесет регионам Поволжья новые возможности, а наша совместная работа послужит стимулом к дальнейшему развитию культурных связей городов округа и примером для других округов".


ВолгаИнформ

06.06.2002 22:35

Киров. Состоялось торжественное открытие Программы "Киров - Культурная столица Приволжского федерального округа".


Торжественное открытие Программы "Киров - Культурная столица Приволжского федерального округа" состоялось 6 июня 2002 г. в концертном зале Областной филармонии. В нем приняли участие Полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, представители департамента культуры Совета Европы, Президент Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) Е. Ю. Гениева, руководители Кировской области и города Кирова, сопредседатели территориального Совета Программы "Киров - Культурная столица", Главный федеральный инспектор по Кировской области Валентин Пугач. На церемонии открытия Сергей Кириенко вручил высшие государственные награды президента РФ деятелям культуры г. Кирова, Кировской области и Приволжского федерального округа. "Вятская земля, город Киров достойно могут быть не только культурной столицей Приволжского федерального округа, но и культурной столицей России, Европы и мира. Нам есть чем гордиться", - заявил Сергей Кириенко на церемонии открытия.


Известия

05.06.2002

ХРОНИКИ


Ульяновск станет родиной двух Ильичей

Вчера стало известно, что в октябре в Ульяновске станет на одного Ильича больше: к памятнику реально существовавшему Владимиру Ильичу Ленину добавят памятник литературному герою - Илье Ильичу Обломову. Тем более что второго придумал писатель Гончаров, родившийся в Ульяновске. Фонд Сороса выделил на этот проект грант - 2,5 тыс. американских долларов. Идея придать городу новый имидж принадлежит директору гончаровского музея Антонине Лобкаревой, заведующей выставочным отделом Историко-культурного центра Татьяне Данилиной и заведующей ленинским Домом-музеем Татьяне Брылевой. - Ульяновск прославился как родина вождя, и только, но ведь на самом деле здесь много великих людей появилось на свет, - рассказала "Известиям" Антонина Лобкарева. - К тому же времена меняются, образ Ленина уже не вызывает прежних чувств у многих людей Наталья ПОЛАТ, Ульяновск


ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ

04.06.2002

Алексей МИХЕЕВ

культура

Бога нет -- и все включено


Достаточно свежие романы англоязычных авторов, изданные в переплете и эффектно оформленные (почти всегда Андреем Бондаренко), стали в последнее время хорошим рыночным товаром и украшают все московские книжные лотки. Однако значительный пласт не менее ценной литературы товаром быть, увы, не может. Выпускать ее помогают разнообразные фонды, институты и культурные центры. Главный из них в России на сегодняшний день -- Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса). Год назад был объявлен конкурс на перевод художественной литературы, так или иначе затрагивающей тему "Восточная Европа -- опыт тоталитаризма", осенью были подведены итоги, и только что в Библиотеке журнала "Комментарии" вышел первый в рамках этого проекта роман: "Мгновенье. 2" (1982) серба Антоние Исаковича (перевод Ольги Кутасовой). Старшее поколение должно помнить формулировку "кровавая клика Тито -- Ранковича": так советская пропаганда стала называть югославские власти после того, как в 1948 году Тито отказался от безоговорочного подчинения Сталину. Для нас привычно думать, что пропаганда -- это всегда ложь, но прочитав Исаковича, понимаешь, что "клика" была действительно кровавой: во всяком случае лагерь на Голом острове, куда югославские органы отправляли "сталинистов" в 1949-м, мало чем отличался от советских. Еще одна книга, возвращающая читателя в реалии послевоенной Восточной Европы, вышла в рамках другой программы Фонда Сороса, "Горячие точки". В сборник венгерского писателя бывшего узника Освенцима Имре Кертеса "Английский флаг" (перевод Юрия Гусева) вошли три повести, в которых автор смотрит на разные эпохи (от 50-х до 90-х) сквозь призму конкретных жизненных историй, случившихся лично с ним. Книга (выпуску которой содействовал также Фонд венгерской литературы) вышла в издательстве "Текст". Там же в серии "Коллекция" появился "Украденный роман" (1996) бывшего президента Гонкуровской академии Франсуа Нурисье (перевод с французского Л. Токарева) -- еще один пример того, как писатель извлекает пользу даже из не самых радующих ситуаций. У автора крадут чемодан с рукописью, и он начинает размышлять об этом в дневниковых записях; складывающееся эссе становится чем-то вроде заменителя пропавшего романа, и когда рукопись находят, Нурисье даже испытывает своего рода разочарование. В издании этой книги, помимо Института "Открытое общество", участвовало также министерство иностранных дел Франции. А Немецкий культурный центр имени Гёте в Москве помог "Тексту" выпустить очередной покетбук в серии "Впервые": под номером 5 здесь вышел сборник Эльке Хайденрайх "Колонии любви" (1992, перевод В. Позняк). Эту писательницу называют в Германии "немецкой Улицкой" (имея в виду как прозу, так и биографию), и неудивительно, что на недавнем вечере в клубе "Проект О.Г.И." они предстали перед московской публикой вместе.
Московская правда

04.06.2002


Наталия БАЛАШОВА

Заметки критика Главное - не побеждать, а участвовать

В отличие от мичуринцев коллектив ТЮЗа из города Заречного Пензенской области совсем молодой - 1993 года рождения, вылупился из самодеятельности, став на сегодня уже вполне профессиональным театром с весьма обширной афишей. "Деревенская кадриль" В. Гуркина, осуществленная главным режиссером ВикторомБояровым (сценография Тамары Вечерка) - легкий, озорной, развеселый спектакль,сыгранный на одном дыхании Юрием Юнушкиным (выпивоха Николай), Еленой Терешонковой (Лида, жена Николая), Алексеем Симаковым (сосед Саня), Еленой Бычковой (Санина жена Валя) и Мариной Столяровой (лихая бабенка Макеевна, вездесущая, всезнающая). Незатейливый сюжет разыгран так азартно, чтосоглашаешься с фондом Сороса, уже трижды выделявшим свои гранты этому перспективному и, судя по всему, весьма талантливому коллективу:


СаратовБизнесКонсалтинг

04.06.2002 09:17

В саратовском музее краеведения вспомнили про день Бородина


В Саратовском областном музее краеведения прошла Всероссийская научная конференция "Проблемы изучения Отечественной войны 1812 года". В конференции приняли участие ученые-историки из вузов, музеев, библиотек, архивов различных городов России. В их числе представители Саратовского государственного университета, Московского государственного университета, Санкт-Петербургского Института истории РАН, Государственного исторического музея (Москва), музея-панорамы "Бородинская битва" (г. Москва), Саратовского областного музея краеведения и Государственного архива Саратовской области. Как сообщает информационная служба "Музеи России", конференция прошла при финансовой поддержке Института "Открытое общество" (Фонда Сороса). В рамках работы конференции гостям была представлена выставка "Недаром помнит вся Россия.", посвященная 190-летию Отечественной войны 1812 года, созданная на материалах Саратовского областного музея краеведения и Государственного архива Саратовской области. Подлинные предметы, архивные документы, открытки, литографии рассказывают посетителям об одном из самых значительных моментов русской истории. Особый интерес представляют послужной список и дневник С.К.Байшева (капитана, адъютанта генерал-лейтенанта Н.П.Лаврова), принадлежавший ему альбом гравюр с медальонов известного скульптора Ф. Толстого на тему войны 1812 г., изданный в 1838 г., а также фотоальбом его потомков. На выставке представлены портреты саратовцев, проявивших героизм на полях сражений. В их числе артиллерист, поручик Афанасий Алексеевич Столыпин - родной брат бабушки М.Ю.Лермонтова. Широкую известность получил генерал-лейтенант Ф.П.Уваров. Во время Бородинского сражения он командовал 1 кавалерийским корпусом, а также был участником знаменитого совета в Филях. В состав 1 кавалерийского корпуса входил полк В.В.Орлова-Денисова - впоследствии землевладельца Вольского уезда. Экспонируются наградные бронзовые медали "В память Отечественной войны 1812 г." для дворянства и купечества и "В память 100-летия Отечественной войны 1812 г."



КРУГЛЫЙ СТОЛ , " Деловой Петербург " №98 от 04.06.2002

Иностранцы любят тратиться на разгадку русской души

За последнее десятилетие в проведение социально-экономических и других исследований на территории России иностранные государства, общественные организации и частные лица вложили через различные фонды около $10 млрд. Одна программа TACIS "потянула" на $2,5 млрд. И знаний о ситуации в России, например, у европейцев больше, чем у россиян о ситуации в странах ЕС.

Новые приоритеты деятельности зарубежных некоммерческих организаций и фондов обсудили участники круглого стола, организованного газетой "Деловой Петербург" и Фондом "Центр стратегических разработок "Северо-Запад".

Юрий Перелыгин, научный руководитель Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад":

"В прошлом году наш фонд разработал "Доктрину развития Северо-Запада Российской Федерации". В работе над доктриной мы столкнулись с одной проблемой -- не знаем, что происходит на Западе. Мы много читаем, много кого слышали; но когда просмотрели, а что же мы имеем из работ различного рода организаций о той деятельности, которую разворачивают наши западные коллеги в области стратегии, то выяснилось, что таких работ практически не существует и таких исследований на территории, например, Европейского сообщества не проводится. Зато у нас достаточно много исследований, проводящихся на территории Российской Федерации различного рода иностранными фондами. Но работа, проведенная за последние 10 лет разными общественными институтами, которые поддерживаются государственными учреждениями, через различные фонды, мало похожа на сотрудничество".

Владимир Щитинский, директор РосНИПИ Урбанистики:

"Опыт работы с международными фондами показывает, что они реализуют прежде всего свои цели. Но поскольку у нас не было возможности со своей стороны предоставить финансовые ресурсы и, соответственно, выразить претензии, то в большей степени мы отвечали на те вопросы, которые ставили перед нами зарубежные партнеры.

Например, программа Комитета руководителей Европейской конференции министров регионального планирования по внедрению в некоторых российских регионах 10 основополагающих принципов устойчивого пространственного развития европейского континента финансируется правительством Германии. В частности, этот проект действует в Московской и Ленинградской областях.

Деньги, выделяемые немцами, в большей степени идут на поддержание работы зарубежных экспертов, а Московская и Ленинградская области должны сами изыскивать финансовые ресурсы для оплаты труда своих специалистов.

Другая история с Программой ООН по населенным пунктам ("ООН-ХАБИТАТ"). Программа финансируется за счет взносов государств -- членов ООН. По сути дела, мы выполняем работы на средства Российской Федерации, которые перечисляются в виде взноса России в ООН и затем перераспределяются на те проекты, которые сама Россия считает для себя необходимыми. И здесь, конечно, достигается наиболее эффективный для нас результат. Мы сами определяем направления расходования средств, необходимые проекты и программы. Они согласовываются с российскими органами власти. На наш взгляд, это наиболее эффективная сегодня форма работы с международными организациями".

Сергей Басов, исполнительный директор Петербургского отделения Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса):

"Фонды можно разделить на две основные группы. Первая группа -- грантодающие фонды. Основную цель своей деятельности они видят в том, что раздают гранты на конкурсной основе. Вторая группа -- это фонды, осуществляющие операциональные программы. То есть берется какая-то крупная и важная тема и либо самостоятельно, но чаще всего с партнерами реализуется большой крупномасштабный проект (мегапроект). Внутри него могут быть гранты для отдельных организаций, но это не самостоятельный открытый грантовый конкурс "для всех" -- в сфере культуры или образования, а именно целенаправленная попытка системно воздействовать на какую-то проблемную область.

Например, в течение 5 лет нашим фондом осуществлялся проект по созданию Интернет-центров в 33 университетах. С нашей точки зрения, это было стратегическое направление. Мы начали работать в провинции вместе с Министерством образования, отобрав 33 провинциальных университета, когда компьютеры там исчислялись единицами. Фонд вложил в эту программу около $100 млн".

Владимир Малышев, заместитель главного редактора газеты "Деловой Петербург":

"Прошедшее десятилетие показало, что многое у нас изменилось. Нам хотелось бы, чтобы это ощущение перемен и перспектив дошло не только до правительств, региональных властей, но и до каждого человека. Настало время фондам, программам и отдельным благотворительным обществам, как зарубежным, так и российским, более четко и более подробно сказать, что же они хотят делать в России в ближайшее время и как россиянам взаимодействовать с фондами и их разнообразными программами.

Взаимодействие, координация деятельности фондов нужна не столько для того, чтобы фонды друг друга информировали о том, кто в каком направлении развивается, а для того, чтобы каждый отдельный человек, гражданин понимал, что это меняет в его жизни".

Виктор Николаев, заместитель главного редактора газеты "Невское время":

"Прозрачность и эффективность деятельности фондов в достаточной степени связаны. Пример, когда ФКЦБ очень долго пыталась объяснить финансовому управлению акционерных обществ, что необходима прозрачность, они говорили: "Это вам принесет капитализацию. Вы от этого получите большую выгоду". Все сидящие в зале на семинарах, которые проводила ФКЦБ, понимающе перемигивались: "Какая может быть прозрачность? Речь идет о переделе, разделе собственности".

Точно так же было, когда Министерство финансов пыталось научить регионы работать с бюджетами, с заимствованиями, в том числе на примере Петербурга. Выступавшие говорили, что бюджет должен быть прозрачный. В зале все улыбались и говорили: "Да, да, конечно. Мы обязательно сделаем прозрачный бюджет -- когда-нибудь потом". Мы натыкаемся на ту же ситуацию, когда фонды не хотят раскрывать информацию о своей деятельности.

Но все раскрывать и не нужно. Пожалуй, сами фонды для координации своих действий должны выработать критерии, по которым можно будет судить об эффективности их работы. И эту информацию раскрывать. Нужна не прозрачность принятия решений, нужно давать информацию о том, что миссия выполнена или, скажем, выполнена на каком-то этапе -- для того, чтобы общественность могла каким-то образом оценить их деятельность. Это должны делать все фонды без исключения".

Юрий Перелыгин, научный руководитель Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад":

"Я, как научный руководитель Фонда "ЦСР "Северо-Запад", не готов повышать прозрачность принятия решений.

Это очень существенно для работы фондов, поскольку, например, ЦСР "Северо-Запад" позиционирует себя как негосударственный фонд стратегического развития.

Почему вдруг люди, которые не имеют к государству прямого отношения и не являются его лидерами, берут на себя миссию и начинают заниматься стратегическим планированием больших государственных объектов.

Понятно, что мотивы, которые ими движут, достаточно не публичны. Поэтому скрытые механизмы принятия решений, которые существуют в каждом из фондов или у тех людей, которые эти фонды учредили, всегда персональны и во многом не публичны. Даже если они выносятся на обсуждение, то это некие вторичные или третичные формы того, что на самом деле теми или иными персоналиями думается.

Принятие решений -- всегда дело достаточно персональное. Например, существует коллегиальный орган, который выносит свой процесс принятия решений на публику, но во многом это закрытые совещания. Думаю, что для всех фондов это характерно".

Алексей Куприянов, администратор грантов программы "Cоциальные исследования образования в России" Европейского Университета:

"Прозрачность важна не столько в том, чтобы сообщать кому-то, кто конкретно что решил, и прилюдно заседать на площади экспертным советом. Скорее, необходимость в том, чтобы довести до сведения людей, что вообще есть экспертный совет, программы независимых экспертов. Необходимо разъяснить некоторые общие механизмы деятельности фондов. На деятельности любой организации положительно сказывается ее открытость для анализа и критики. Специфика нашего проекта состоит в том, что мы не являемся официальным представительством фонда. По сути дела, мы такие же бенифициарии или грантополучатели, как многие отечественные ученые. Но, в отличие от чисто научных проектов, нам поручен проект по организации конкурса грантов и распределение стипендий на конкурсной основе.

Этот проект появился только благодаря тому, что ее бессменный директор и руководитель смог предложить простую и ясную схему организации всероссийского конкурса. Она ясна сотрудникам Фонда Спенсера, который проявил интерес к организации программы. Я думаю, что без этой открытости вряд ли что-нибудь удалось бы сделать".

Александр Янчевский, директор школы менеджмента "ЛЭТИ-Лованиум":

"Прозрачность -- это не самоцель, а инструмент повышения эффективности своей деятельности. И если понимать PR не как морочение головы людям с целью отнятия у них денег, а как создание конструктивной среды взаимодействия с потенциальными партнерами, то обязанность любой организации -- в разъяснении своей деятельности. В этом случае получаешь более высокую эффективность действий и партнерских отношений. Второе -- я ни в коем случае не противник координации. Но иерархическая координация очень часто не работает. Если нет прямого подчинения, прямого контроля финансовых потоков, когда свободные агенты, то координация возможна только на уровне их собственного прямого взаимодействия.

Но иногда стоимость получения информации выше, чем эффект от использования полученной информации. Поэтому всегда существуют затраты на координацию. Значит, надо сопоставлять затраты на координацию и эффект, который она дает. Если это эффект положительный, тогда этим надо заниматься ровно в той степени, пока он не исчезает.

И третье -- это финансовая сторона. Даже в Советском Союзе при всех недостатках системы отсутствовала, будем говорить так, халява во внешнем сотрудничестве. Я сам был фулбрайтовским исследователем в 1985 году в США. Тогда, по разным оценкам, порядка 1000 человек советских ученых выезжало за рубеж и столько же принималось здесь. Министерство образования СССР, Академия наук оплачивали пребывание в стране англичан, американцев, немцев и т. д.

За пребывание советских специалистов за границей платил Фулбрайт, платил IREX, платил Британский совет. И считалось это абсолютно нормальным, что наше государство должно платить. В результате начавшейся "перестройки" синдром халявы в кровь вошел. Считается, что западные благотворительные фонды для того и существуют, чтобы российские ученые могли заниматься научной работой, а то, что государство должно обеспечивать эту возможность -- от этого как-то отвыкли. И это замечание, которое было сделано, чрезвычайно важно, тем более что деньги в государстве есть. На конференцию в Чикаго я ездил за свой собственный счет (своей организации), а наша правительственная делегация ехала туда за счет государственного бюджета. Фонд национальной подготовки кадров оплачивал 5 тысяч на человека. Летели первым классом, включая секретарей, жили в гостинице по $300. Я жил за $100, и мне хватало, потому что это негосударственные деньги. Есть деньги в государстве, просто их нужно тратить на то, что надо".

Сергей Басов, исполнительный директор Петербургского отделения Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса):

"Естественно, в какой-то момент мы озаботились, что же есть эффективная благотворительная деятельность. Мы поняли, что это проблема не простая, что мы ее сами никогда не поднимем полностью.

Мы успеваем аккумулировать деньги от донора, выработать стратегию работы программ, а проанализировать, как повлиял грант сельской школе на ее развитие или как повлияли Интернет-центры в целом на ситуацию в России в области электронных коммуникаций, у нас такой возможности и сил нет. Нужны и отдельные средства, которые надо вкладывать в мониторинг эффективности работы фонда.

Тем не менее в конце 2000 года мы разработали вместе с социологами (Институт социологии РАН, Центр "Гэллап-маркет", Центр независимых социологических исследований, руководитель профессор И. Н. Гурвич) программу, которую образно назвали "Энергичные деньги: социальные эффекты благотворительной деятельности".

Деньги фонда энергичные еще и потому, что у нас программы больше 3 лет не реализуются. Три года -- это мегапроект. Обычный проект живет 1 год от зарождения до завершения и измерения эффективности, что, увы, не всегда происходит. Эта программа очень интересно пошла. Она получилась у нас направленной именно на исследование благотворительности в России. Мы провели летом крупную конференцию и издали сборник -- "Благотворительность в России". Я не знаю подобного опыта в России, чтобы кто-то попытался аккумулировать совокупность информации о благотворительной деятельности".

Елена Белокурова, ассоциативный сотрудник Европейского Университета в Санкт-Петербурге:"Два года назад я писала диссертацию о деятельности благотворительных организаций, а они в России не могут выживать без западных фондов, я натолкнулась на то, что ни одного масштабного исследования о результатах деятельности западных фондов в России не проводилось. Хотя этот вопрос интересен и с научной точки зрения.

Я пыталась узнать почему. Поскольку такого рода социальные исследования тоже в основном финансируются западными фондами, то, скорее всего, именно они в принципе не заинтересованы финансировать подобные исследования".

Владимир Алейник, эксперт Фонда "ЦСР "Северо-Запад":

"Чтобы оценивать деятельность не только фондов, а чего бы то ни было, нужно сначала ответить на вопрос о ценностях, с точки зрения которых мы нечто начинаем оценивать. Без этого обсуждать технические вопросы, например координации, странно.

Следующий момент. Если мы скажем, что ценностью является воспроизводство, то очевидно, что фонды преуспели в трансляции и воспроизводстве европейских ценностей на территории бывшего Советского Союза. Некоторые философы дают достаточно жесткую оценку произошедшего, говоря, что Советский Союз проиграл в холодной войне. Европейские ценности на территорию Советского Союза были оттранслированы. Они здесь воспроизводятся. Две недели назад я разговаривал с коллегой, который работает с венчурными фондами. Он сказал: "Понимаешь, за последний год очень многое изменилось -- государственные органы стали меньше мешать. И если раньше приходили совершенно разные государственные проверки и вмешивались, то сейчас это есть, но гораздо меньше". Так что либеральные ценности реализуются". Александр Сологуб

  Тел/факс: (8162) 13-07-60
Pager: (8162) 115533 аб.2510
E-mail: diap@novsu.ac.ru
Designed by Mediaterra