Институт "Открытое общество" /Фонд Сороса/
 Сорос и Открытое Общество   Проекты   Пресс-центр 

Новости от 22.11.2002


Новости от 21.11.2002


Новости от 20.11.2002


Новости от 28.10.2002


Новости от 20.10.2002


Новости от 10.10.2002


Новости от 07.10.2002


Новости от 27.09.2002


Новости от 26.09.2002


Новости от 23.09.2002


Новости от 20.09.2002


Новости от 17.09.2002


Новости от 16.09.2002


Новости от 13.09.2002


Новости от 09.09.2002


Новости от 06.09.2002


Новости от 05.09.2002


Новости от 02.09.2002


Новости от 28.08.2002


Новости от 26.08.2002


Новости от 20.08.2002


Новости от 14.08.2002


Новости от 12.08.2002


Новости от 05.08.2002


Новости от 14.07.2002


Новости от 08.07.2002


Новости от 01.07.2002


Новости от 24.06.2002


Новости от 19.06.2002


Новости от 17.06.2002


Новости от 13.06.2002


Новости от 05.06.2002


Новости от 03.06.2002


Новости от 29.05.2002


Новости от 27.05.2002


Новости от 23.05.2002


Новости от 22.05.2002


Новости от 18.05.2002


Новости от 14.05.2002


Новости от 13.05.2002


Новости от 29.04.2002


Новости от 27.04.2002


Новости от 25.04.2002


Новости от 22.04.2002


Новости от 19.04.2002


Новости от 18.04.2002


Новости от 09.04.2002


Новости от 08.04.2002


Новости от 05.04.2002


Новости от 28.03.2002


Новости от 26.03.2002


Новости от 20.03.2002


Новости от 15.03.2002


Новости от 12.03.2002


Новости от 11.03.2002


Новости от 07.03.2002


Новости от 04.03.2002


Новости от 26.02.2002


Новости от 11.02.2002


Новости от 05.02.2002


Новости от 04.02.2002


Новости от 29.01.2002


Новости от 28.01.2002


Новости от 23.01.2002


Новости от 10.01.2002


Новости от 11.10.2001


Новости от 10.10.2001


Новости от 05.10.2001


Новости от 04.10.2001


Новости от 02.10.2001


Новости от 01.10.2001


Новости от 26.09.2001


Новости от 24.09.2001


Новости от 17.09.2001


« Актуальные новости
КМ - Новости
29.04.2002


МИНПЕЧАТИ БОРЕТСЯ С ПРОПАГАНДОЙ НАРКОМАНИИ ДЕКЛАРАЦИЯМИ

Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в пятницу обнародовало свою позицию относительно освещения проблемы наркотиков в СМИ. Заявление сделано в ответ на предложение Института <Открытое Общество> войти в наблюдательный совет программы <Профилактика ВИЧ среди потребителей внутривенных наркотиков>, которая пропагандирует легализацию употребления наркотиков и организацию бесплатного обеспечения граждан стерильными иглами, одноразовыми шприцами и прочими инструментами, а также, собственно, очищенными препаратами. Судя по тону заявления, Министерство оскорбилось подобным предложением. При чем настолько, что не посчитало нужным озвучить прямым текстом свой отказ. Стремление Института Сороса перевести наркоманов в санитарные условия чиновники отнесли к пропаганде наркомании. Однако собственные возможности (и даже обязанности) в деле борьбы с реальной пропагандой Министерство применять не спешит. В заявлении отмечается: "Министерство видит свою основную задачу не в механическом применении известных положений ст.4 закона "О СМИ", в соответствии с которой запрещается распространение сведений о способах изготовления и использования наркотиков, а в помощи журналистам, пишущим на эту тематику. В этих целях МПТР России осенью этого года проведет первый фестиваль-конкурс телевизионных программ, посвященных антинаркотической проблематике. Вместе с другими российскими и международными организациями МПТР России планирует цикл специальных семинаров для журналистов. Министерство регулярно выделяет гранты на антинаркотические программы по телевидению, радио и в Интернете". Теперь становится ясным, почему на публикации в ведущими интернет-СМИ "Низшего пилотажа" Баяна Ширянова чиновники Министерства никак не реагируют, хотя по тем самым сведениям по изготовлению и потреблению, творение это можно признать учебником. Бороться с подобными вещами предлагается семинарами, фестивалями, увещеваниями и декларациями.

МПТР России также заявило о своей поддержке инициативы финансируемого им информационно-публицистического сайта < Нет - наркотикам> и <Медиасоюза>, которые уже разработали некий проект Декларации <Об ответственности журналистов российских электронных и печатных СМИ в освещении проблем профилактики злоупотребления наркотиками и противодействия их незаконному обороту>. В заявлении Министерства указано, что текст этой Декларации можно прочитать на сайте <Наркотики.Ру>. Однако, судя по всему, он там надежно спрятан, так найти его не представляется возможным.


Север-пресс / Новости Ямальского региона

29.04.2002

Сегодня в городе Ноябрьск состоится открытие нового библиотечно-информационного комплекса при поддержке Управления культуры администрации и Централизованной библиотечной системы города.


Под крышей дошкольного образовательного учреждения "Лукоморье" объединятся две библиотеки и отдел краеведения. Специализированная библиотека № 6 "Искусство" предоставит к услугам жителей фонд по искусству, фонотеку и видео коллекцию. Запасы фонда постоянно пополняются благодаря помощи московского института "Открытое общество" в рамках благотворительного проекта "Пушкинская библиотека". В отделе краеведения Центральной библиотеки читатель всегда найдет интересующую его литературу по истории края и области, также библиотека располагает обязательным экземпляром местных периодических изданий. Библиотека № 7 работавшая ранее в поселке "Холмы" представит интересный проект "Читатель в дар библиотеке". С помощью читателей уже собрана хорошая коллекция книг. Работа библиотек носит как эстетическое, так и универсальное направление. Есть опыт работы с социальными учреждениями города. Так было организовано несколько встреч с пожилыми людьми стационара дневного пребывания "Добродея". Библиотека "Искусство" постоянно сотрудничает с детским интеллектуальным клубом "Умники".


ВолгаИнформ

30.04.2002 08:17

Пермская область. 11-13 мая пройдет областной семинар "Уроки Холокоста как путь к толерантности".


На курорте "Усть-Качка" идет подготовка к проведению семинара "Уроки Холокоста как путь к толерантности". Семинар пройдет с 11 по 13 мая в рамках областной программы развития политической и правовой культуры населения Пермской области. Форум станет презентацией проекта "Живая история", осуществляемого Посольством Швеции в России и Институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса) совместно с фондом "Холокост" и Министерством образования Российской Федерации.

Авторы проекта "считают, что распространение знаний об истории Холокоста и других трагедиях недавнего прошлого (в том числе и сталинских репрессиях) необходимо осознания основных демократических ценностей и воспитания толерантного сознания. На подобных семинарах, проводимых в течение последних двух лет в разных городах России, представляются современные российские и шведские методы преподавания терпимости к представителям иных религий, национальностей, этнических групп и пр. В семинаре примут участие руководители образовательных учреждений области, преподаватели университетов, института повышения квалификации работников образования, учителя истории, обществознания и права.


Новости Воронежской области. ИА ЦЧР.

29.04.2002


В ВОРОНЕЖЕ ВЫЙДЕТ В СВЕТ ПОСОБИЕ <СПРАВОЧНИК ПЕРЕСЕЛЕНЦА>

В начале мая в Воронеже при содействии Фонда Сороса выйдет в свет пособие <Справочник переселенца>. Как сообщили корреспонденту ИА ЦЧР составители книги, первая часть справочника первоначально выйдет тиражом 500 экземпляров. Предназначенный для распространения непосредственно в переселенческих организациях города и области, справочник содержит сведения о законодательстве РФ в связи с предоставлением гражданства Российской Федерации, статуса беженца или вынужденного переселенца, а также в связи с вопросами трудоустройства граждан, изменивших свое место жительства в силу не зависящих от них обстоятельств. В справочнике будет дан перечень адресов различных организаций Воронежа и области, которые занимаются оказанием помощи беженцам и вынужденным переселенцам.


Калининградская правда (Калининград)

27.04.2002

Сотвори себя сам

Инна КОРНЕЛЮК


Открытая система образования начинается с педагогики индивидуальности

В Калининградском государственном университете осуществляется новый проект: начла работу научно-методическая школа для руководителей и педагогов школ области. Общая тема, в рамках которой пройдут семинары, мониторинг, "круглый стол" - "Становление открытой образовательной системы в анклавном регионе на основе идей педагогики индивидуальности". В работе недавно прошедшего в рамках этого проекта первого семинара, который был проведен совместно с Институтом повышения квалификации и подготовки работников образования Калининградской области и при поддержке Института "Открытые общество" (Фонд Сороса).Концепция педагогики индивидуальности была разработана доктором педагогических наук, профессором, заведующим кафедрой педагогики и психологии КГУ Олегом Гребенюком в соавторстве с доктором педагогически наук, заведующей кафедрой педагогики начального образования КГУ Татьяной Гребенюк. Начало их деятельности в Калининградском государственный университет совпало со временем реформ, когда общество стало освобождаться от идеологических доктрин. Различные направления традиционной педагогики, как выяснилось, стали давать сбой, поскольку, со снятием идеологических ограничений, мало что осталось от некоторых, воспитанных в том числе и школой, "убеждений". Потом заговорили о "потерянном поколении". Это были люди, которые выросли согласно принятым педагогическим критериям (в числе которых "индивидуальный подход", "развитие личности"), но, тем не менее, не смогли найти себя в других условиях жизни. Создание нового общества стало требовать появления новых педагогических принципов. В это время начали закладываться основные положения педагогики индивидуальности, которые были затем поддержаны учениками.

Автор концепции. Олег Семенович Гребенюк, считает важным следующее:

- Личность и индивидуальность не одно и то же. Общество было заинтересовано в воспитании личности, которая удовлетворяла бы его требованиям и интересам. Педагогика индивидуальности развивает потребности. желания, интересы каждого человека при их соответствии общественным, то есть, поворачивает учителя к такой стороне работ, которая раньше не обозначалась.

Общество приобретает гораздо больше, если будет состоять из самостоятельных, независимых людей, которые способны определять свой жизненный путь и нести ответственность за свой выбор, которые способны ценить себя и реализовывать в жизни. Традиционная педагогика воспитывала людей, привыкших к тому что ими управляют. Раскрытие индивидуальных возможностей человек позволит стать свободным в выборе жизненного пути. В итоге общество получит предприимчивых, открытых людей, живущих деятельно, а потому и преобразующих жизнь. Конечно. такие люди были и раньше. Созданная система позволит стать яркими индивидуальностями практически каждому. Чтобы жить в открытом обществе, надо быть к нему подготовленным. Концепция предлагает принципы такой подготовки. Обратимся от теории к практике. На прошедшем семинаре руководителям образовательных учреждений были предложены несколько деловых игр. В качестве разминки - самооценка собственных деловых качеств. Среди последующих заданий - разработка концепции развития школы, составление планов деятельности ее руководителя, составление схемы аттестации деятельности педагогов и т.д. Главное, что показал семинар, у каждого руководителя нашлись свои идеи, варианты, направления деятельности школы. По мнению соавтора концепции Татьяны Борисовны Гребенюк, все предложения дополняют общий замысел, а это значит, что теория действует, и первое занятие уже дает результаты.

Предоставим словом участникам.

Нина Ивановна Федорова, директор средней колы № 6 г.Балтйиска:

- Впечатления колоссальные. Впервые обращено внимание педагогов на развитие психических свойств и качеств ребенка и взрослого в педагогическом процессе, который может быть перестроен так, чтобы в нем сложились благоприятные условия для развития всех сфер психики учащегося. Необходимость этого направления в работе ощущается. Я сама, имея диплом учителя русского языка и литературы, получила второе образование: практический психолог. Без знаний психологических особенностей педагогического процесса невозможно организовать обучение в современной школе. Сейчас многие лицеи, гимназии ориентированы на сильного ученика. Общеобразовательная школа должна вести преподавание через развитие индивидуальности. Это направление, я уверена, директора внесут в свои концепции развития образовательных учреждений. Человек со знаниями не всегда может адаптироваться в современном мире, а эта теория дает своеобразный ключ к самореализации.

Наталья Анатольевна Ладушкина, директор средней общеобразовательной школы №

1 г. Светлогорска: - Мне нравится само определение проекта: "становление открытой образовательной системы...".Слово "открытый" - в нем уже нет тревожности, это положительные эмоции. Речь идет о системе толерантной, доброжелательной, способной сочувствовать, то есть о том, о чем раньше практически никто не говорил. Внимание к индивидуальности руководителя, учителя, ребенка, родителей- основа для создания здорового общества. Если бы такая система, помимо школ, была внедрена на предприятиях, то трупы детей не находили бы в мусорных контейнерах; не было бы подросткового суицида и многого негативного. Открытый взгляд, душа, сердце, человек - это мечта всякого нормального общества. Дети идут в школу и мир с целью общения. Если образование начнет учитывать эту цель, мы воспитаем человека, открытого миру, способного в нем найти свое место. Личностное обучение, о котором говорят, это обучение, в котором никто не пытается разглядеть индивидуальность. Если ее увидит сам в себе учитель. он поможет это сделать и ученику. Концепция делает работу целенаправленной не потому, что создано что-то новое, а потому, что создана сама система, которая ставит психические свойства личности во главу угла. Елена Васильевна Ермоленко, директор Гастелловской средней школы Славского района: - Общее впечатление: полезно и актуально. Мы сейчас находимся в ожидании новых идей, которые готовы принять. Возможности традиционной школы исчерпаны. Педагогика индивидуальности - бальзам на душу. Моей личной потребностью также стало получение второго образования: практического психолога. Семинар помог мне увидеть пути реализации некоторых идей. Примечательно, что университет занимается сближением теории и практики, это очень важно. Итак, первый семинар в рамках работы научно-методической школы был организован именно для руководителей образовательных учреждений не случайно. Человек в силу ряда причин развивается неравномерно. Поэтому, если говорить о воспитании, то, в первую очередь, надо помочь самим педагогам ликвидировать существующие проблемы. Для участников было подготовлено большое количество материала для дальнейшей самостоятельной работы. Судя по интересу, эти идеи готовы поддержать и в других регионах страны. В работе семинара приняли участие гости из Ярославля, Беларуси. Комментарий действительного члена ПАЕН, директора Института педагогики и психологии, доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Михаила Иосифовича Рожкова: - Мы вступаем в новое общество и не только: в новый этап развития человечества. Традиционная коллективная педагогика, нацеленная на фронтальность, само действо в которой расценивалось как манипуляция, переходит в индивидуальную.

Педагогическая мысль, направленная ранее на адаптивность, формировала идею "быть как все". В ней преобладало слово "нельзя". А в компании наркоманов, к примеру, звучит слово "можно". Образовательные преступные группы - тоже хорошо сплоченные "коллективы".

Если говорить об индивидуальности, то она - основа того. что человек сохранится в существующей системе отношений, не станет конформистом, не потеряет лицо. Индивидуальность проявляется в самовоспитании. Как бы мы ни воспитывали. человек не станет образованным, если не сможет воздействовать на себя сам. Современная педагогическая практика требует таких технологий, которые позволили бы человеку в современных условиях не только адаптироваться, но и автономизироваться. Работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них. Становление личности поможет усвоить систему гуманистических ценностей.

Оригинальность идеи педагогики индивидуальности состоит в том, что в ней найден способ показать, как происходит развитие индивидуальности через педагогическое влияние на различные сферы человека: эмоциональную, волевую, интеллектуальную, предметно-практическую, самореализации. До сих пор существовали разные концепции, был подход и к индивидуальной педагогике, но эти принципы наиболее соответствуют современному научному пониманию. На семинаре можно наблюдать развитие прогрессивного явления: сообщества ученых и практиков.

Итак, прецедент создан. Идея подготовки в нашем регионе людей, способных жить в открытом обществе, заманчива. Дальнейшая работа над проектом затронет не только учителей, но и учеников и их родителей. Следующий этап деятельности научно-методической школы - двухдневный семинар для преподавателей, классных воспитателей, социальных педагогов. Затем мониторинг, на котором будут отслежены результаты работы. Завершит цикл круглый стол, с подведением итогов и выработкой общих решений. В какой мере они будут исполнены в условиях нашего региона? Сейчас очевидно, что в области есть для этого потенциал: талантливые педагоги, потребность к внедрению новых идей, подход, позволяющий делать систему образования открытой и направляющей школу на путь модернизации. P.S. На ближайшей научно-методической конференции, которая пройдет в КНЦУ с 10 по 12 апреля, будут рассмотрены федеральные и региональные проблемы образования в условиях модернизации. Ее организатор - Центр непрерывного педагогического образования КГУ. В работе примут участие руководители города и области. Реформирование системы образования Калининградского региона уже не является событием светлого, но далекого будущего. К каким выводам придут руководители и практики?

  Тел/факс: (8162) 13-07-60
Pager: (8162) 115533 аб.2510
E-mail: diap@novsu.ac.ru
Designed by Mediaterra