Институт "Открытое общество" /Фонд Сороса/
 Сорос и Открытое Общество   Проекты   Пресс-центр 

Новости от 22.11.2002


Новости от 21.11.2002


Новости от 20.11.2002


Новости от 28.10.2002


Новости от 20.10.2002


Новости от 10.10.2002


Новости от 07.10.2002


Новости от 27.09.2002


Новости от 26.09.2002


Новости от 23.09.2002


Новости от 20.09.2002


Новости от 17.09.2002


Новости от 16.09.2002


Новости от 13.09.2002


Новости от 09.09.2002


Новости от 06.09.2002


Новости от 05.09.2002


Новости от 02.09.2002


Новости от 28.08.2002


Новости от 26.08.2002


Новости от 20.08.2002


Новости от 14.08.2002


Новости от 12.08.2002


Новости от 05.08.2002


Новости от 14.07.2002


Новости от 08.07.2002


Новости от 01.07.2002


Новости от 24.06.2002


Новости от 19.06.2002


Новости от 17.06.2002


Новости от 13.06.2002


Новости от 05.06.2002


Новости от 03.06.2002


Новости от 29.05.2002


Новости от 27.05.2002


Новости от 23.05.2002


Новости от 22.05.2002


Новости от 18.05.2002


Новости от 14.05.2002


Новости от 13.05.2002


Новости от 29.04.2002


Новости от 27.04.2002


Новости от 25.04.2002


Новости от 22.04.2002


Новости от 19.04.2002


Новости от 18.04.2002


Новости от 09.04.2002


Новости от 08.04.2002


Новости от 05.04.2002


Новости от 28.03.2002


Новости от 26.03.2002


Новости от 20.03.2002


Новости от 15.03.2002


Новости от 12.03.2002


Новости от 11.03.2002


Новости от 07.03.2002


Новости от 04.03.2002


Новости от 26.02.2002


Новости от 11.02.2002


Новости от 05.02.2002


Новости от 04.02.2002


Новости от 29.01.2002


Новости от 28.01.2002


Новости от 23.01.2002


Новости от 10.01.2002


Новости от 11.10.2001


Новости от 10.10.2001


Новости от 05.10.2001


Новости от 04.10.2001


Новости от 02.10.2001


Новости от 01.10.2001


Новости от 26.09.2001


Новости от 24.09.2001


Новости от 17.09.2001


« Актуальные новости
Российская газета
03.04.2002

P.S.. событие

Александр Щуплов

Что ты отдал,то твое


В СТОЛИЦЕ работает Второй съезд представителей региональныхбиблиотечных центров России, стран СНГ, Балтии, Болгариии Монголии. Эти библиотечные центры были созданы Институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках проекта "Пушкинская библиотека". В реализации программы за четыре года приняли участие более 500 российских издательств. Поначалу проект охватывал ограниченное количество библиотек- около 1000; сейчас же в нем задействовано больше 15тысяч библиотек российской глубинки во всех регионах. В нынешнем году в рамках проекта приоритетными стали две новые программы. О них рассказывает исполнительный директор проекта "Пушкинская библиотека" Мария Веденяпина.- Мы начали новую программу "Чтение", которая призвана способствовать продвижению новой книги, формированию интереса читателей к ней. В рамках программы "Чтение" в Орле и Туле прошли региональные ярмарки российских издателей "Лучшие книги - детям".- В чем суть программы "Сельская библиотека"?- Институт "Открытое общество" не берет на себя решение задач государственного масштаба. А именно к таким задачам относится подъем сельских библиотек России. В стране - 70тысяч сельских библиотек, поднять их не под силу ни одному благотворительному фонду. Наша задача - обозначить эту проблему, попытаться провести в жизнь интересные пилотные проекты, чтобы власть повернулась к этой проблеме лицом. Программу "Сельская библиотека" мы проводим совместно сМинкультуры и Минпечати. Пока все получается: в прошлом году благодаря активной поддержке местных органов власти 12 тысяч сельских библиотек получили более 1,5 миллиона новых книг, выпущенных российскими издательствами. - Что это за книги?- Мы решили, что в каждой сельской библиотеке должен быть некий базовый комплект литературы, куда входят, к примеру, Большой энциклопедический словарь, Сборник кодексов и законов РФ, энциклопедии по географии, истории, детско-образовательная литература и основные произведения русской классики - Пушкин, Лермонтов, Толстой и т.д. Справедливости ради замечу, что эта акция проводилась совместно с местной властью - на условиях совместного финансирования: местный бюджет платил 30 процентов, мы доплачивали за книжки 70 процентов. Доставлялись книги за счет местного бюджета. Так что программа выполняется на паритетных началах.- Не секрет, что в российской глубинке немало библиотек находятся в бедственном положении. Одних погорельцев - считай- не сочтешь!- Каждый год на основании информации из региональных библиотечных центров мы определяем 600 библиотек, пострадавших от пожаров, наводнений и т.д. Таким библиотекам (например, в селе Булгин Охотского района Хабаровского края, в Верхо-Суландской сельской библиотеке Шенкурского района Архангельской области) мы оказываем бесплатную помощь в комплектовании фонда.- Библиотекари российской глубинки всегда были подвижниками...- Думаю, только на таких подвижниках Россия и стоит. Меня поражает бескорыстная инициатива сельских библиотекарей, их энтузиазм. Когда приезжаешь в сельские библиотеки, удивляешься их чистоте и... бедности. Используя фонд прошлых лет - клееные-переклееные, затрепанные книги, - библиотекари пытаются устраивать выставки,ведут детские литературные кружки. Существуют даже театры на базе сельских библиотек. Например, в Каменской сельской библиотеке Мценского района Орловской области под руководством Любови Немовой создан театр, в котором можно увидеть спектакль по произведениям Василя Быкова. Это ли не подвижничество?


Regions.Ru

04.04.2002 19:11

Тюмень. В конце апреля пройдет Весенняя неделя добра


Благотворительный фонд развития города Тюмени приглашает к участию учреждения и организации социальной сферы города и активных горожан в Весенней неделе добра. Массовые добровольческие акции пройдут 22 - 27 апреля под девизом "Добрые дела - каждый день". Как сообщает ИА "Тюменская линия", завтра, 5 апреля, состоится заседание клуба добровольцев агентства добровольной помощи "Участие", действующего на базе Благотворительного фонда развития города Тюмени. Члены клуба определят, какой быть Весенней неделе добра-2002. Также на заседании будет проведена оценка проекта "Если тебе доброволец имя", направленного на развитие сети добровольческих организаций и поддержанного институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса).


СМИ.РУ

03.04.2002


Цифровая русско-американская библиотека рождается в Сибири

5 апреля в зональной научной библиотеке Иркутского госуниверситета состоится презентация очередного этапа международного проекта Института "Открытое общество" и библиотеки Конгресса США под названием "Встреча на границах". Территориально проект охватывает Восточную Сибирь и Дальний Восток. Проект посвящен истории освоения Сибири, Дальнего Востока и заселения американского Запада, встрече русских и американцев на Аляске и на северо-западном побережье Америки. Цель программы - сбор и систематизация разрозненных архивных данных, описание коллекций российских библиотек и музеев по теме освоения Сибири и Америки. Для участия в проекте музеи и библиотеки Сибири должны будут выиграть грантовые конкурсы "Освоение Сибири". В 2001 году гранты Института "Открытое общество" выиграли сразу три иркутские организации - научная библиотека ИГУ, музей истории города и управление государственной противопожарной службы. В 2002 году все собранные материалы будут переведены в цифровую версию, которая и ляжет в основу глобальной русско-американской библиотеки. Первая цифровая версия библиотеки будет передана в фонд Сороса, а ее копии распространены в американских школах, библиотеках и институтах. Вторая копия цифровой библиотеки будет отдана российским участникам проекта для распространения в русских образовательных учреждениях.

Восточно-Сибирская правда, Иркутск, 03.04.02


Известия

04.04.2002

Андрей АННЕНКОВ

Национализация Интернета


...Обладатель приза "Человек года" профессор Семен МУШЕР, руководитель дирекции интернет-программ Федерации интернет-образования: "О том, что стал победителем в этой номинации, узнал одновременно с вами - когда Сергей Петрович Капица вскрыл конверт. Это было неожиданно. Я думал, что шансов тягаться с Масяней мало (улыбается). За что отметили призом? Это надо бы спросить у тех, кто за меня голосовал. Результат своей работы и в фонде Сороса, и в ФИО обозначил бы так: обеспечен промышленный подход к реализации образовательных проектов. В центрах обучения ФИО, которых сейчас 20, а к концу года будет более 30, прошли подготовку 20 тыс. педагогов. И в этом году их будет уже 30 тыс. Каждый центр - это тысяча прошедших подготовку учителей в год. Наши центры обучения представляют собой тиражируемые решения, как, например, "Макдоналдс". Всего же программа предусматривает обучение 250 тыс. учителей. Это важно, и очень - после того как компьютеры стали появляться в школах, выяснилось, что учить детей обращению с ними некому, часто школьник оказывался своего учителя. Речь не о преподавателях информатики, разумеется, а о предметниках. Которые, конечно же, должны уметь работать с Интернетом". ..


Культура

01.04.2002

Список потенциальных Гамлетов


Театр - искусство момента, жестко привязанное к месту и ко времени. Он рождается и умирает каждый вечер в зрительном зале. Для театра важен живой зритель, его взгляд, его переживание, его реакция, какой бы она ни была. Казалось бы, что общего с Интернетом? Но оказывается, даже театральному искусству Всемирная паутина может быть полезна. Каким образом? Об этом мы беседуем с Еленой ЛЕВШИНОЙ, доктором искусствоведения, профессором, ректором ГОУ "Интерстудио".

- Интернет и информационные технологии предоставляют огромные возможности для работы с аудиторией театра. Во-первых, Интернет - отличная возможность соединения разных способов восприятия, позволяющая строить информационный ресурс таким образом, чтобы учить зрителя быть зрителем. Это одна из главных задач сегодняшнего театра. Конечно, это требует определенного умения от создателей сайта. Потому что те, кто "живет" в Сети, обладают особой психологией. Их самосознание базируется на иллюзии, что они, владея информацией, владеют миром. Но информационные технологии со своей стороны позволяют управлять пользователем. Можно сделать сайт таким образом, что пользователь, сам того не желая, будет идти путем, ему заданным. Это и позволяет учить зрителя. Вторая возможность, которую дает Интернет, - это связь, общение, которое в итоге приводит человека в зрительный зал. Такой способ продвижения себя театр получил впервые за всю историю своего существования.

- Как различаются интернет-аудитория и аудитория театра? - Удивительно, но в каких-то регионах они совпадают, а в каких-то расходятся. Это зависит от театра. Приведу такой пример. В Карелии студенты перестали ходить в театр. Мы стали разбираться, почему это случилось. Оказалось, что всем театрам в регионе без их на то желания открыли в Сети сайты. Открыли и, разумеется, бросили. Их поддержкой никто не занимался. Что могли подумать об этих театрах студенты, наиболее активные пользователи Интернета, если на сайте в 2002 году висит репертуар 1998 года? По меньшей мере, что это вымирающее заведение. Когда мы это поняли, мы начали проводить целенаправленную работу по привлечению карельских студентов в театры через Интернет. И сегодня, помимо ожидаемого возрождения студенческого интереса к театру, в Карелии самые интересные сайты культуры!

- Я могу представить себе театральные онлайн-афиши с рецензиями на спектакли, официальные сайты театров в Сети, знаю несколько сайтов, которые занимаются продажей билетов на спектакли через Интернет. Но ведь не только зрителю, ради которого живет и работает театр, нужна информация. Режиссер, например, заинтересован в новых пьесах, актер ищет "своего" режиссера, режиссер - "свой" театр, драматург хочет найти подходящего постановщика, и так далее. Как использует возможности Сети профессиональный театр? - Да, вы правы. Интернет дает огромное поле для профессиональной информации, без которой невозможна эффективная работа администрации любого театра. Функции координатора взял на себя Центр информационных технологий для театров России, созданный на базе Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства в 1997 году при поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса). Они разработали анкеты, которые стали основой для создания унифицированных банков данных по различным аспектам театральной жизни. На сегодняшний день на сайте http://www.ata.neva.ru/ можно найти именно то, о чем вы говорили: информацию о театрах, об актерах, театральных фестивалях. Режиссер, ищущий актера на роль Гамлета, например, может получить список "потенциальных Гамлетов", тех актеров, кто когда-либо играл эту роль. Готовится банк данных по режиссерам и репертуару театров страны.

Хотя нужно отметить, что отношение к этой идее было далеко не однозначным. Многие актеры, в основном московские и питерские, не захотели давать информацию о себе. Другим режиссер запретил это делать. Поэтому сегодня у нас есть сведения лишь о половине актеров страны.

- Наверняка Интернет - большое подспорье для театральных менеджеров. Как они пользуются новыми возможностями? - Сегодня все, кто работает с публикой, должны работать не с любителями театра вообще, а конкретно с Иваном Ивановичем Петровым. Это давно поняли люди, занимающиеся избирательными технологиями, "покупающие" бабушек простым обращением по имени-отчеству. Для театра адресная работа со зрителем не менее важна. Продажа билетов онлайн позволяет зафиксировать покупателя в базе данных и работать в дальнейшем лично с ним. Например, устанавливать более гибкие цены: скажем, после пятого заказа покупатель получает скидку. Это важно и для маркетинговых исследований. Зная, что в зале будет две трети женщин, мы будем продавать рекламное место на программке косметическим фабрикам, и так далее.

- Как вы думаете, театр онлайн без прямого контакта со зрителями - такое возможно, или это уже не театр? Все тот же Центр информационных технологий для театров России проводил как-то интерактивную репетицию. Когда режиссер - в одном городе, одни актеры - в другом, другие - в третьем. Возможности Интернета помогли объединить людей, находящихся на разных материках. В проекте приняли участие Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, Йельский университет и Репертуарный театр Гертруды Штайн в Нью-Йорке. Я думаю, что все это не может заменить живых репетиций, общение режиссера с актерами, но помочь традиционному театру может очень сильно. Тогда технология только апробировалась, но стало понятно, что с помощью Интернета может также получиться новое, виртуальное искусство.


Биржа плюс карьера (Н.Новгород)

03.04.2002

ЗА ГРАНИЦУ!

БУЛЮБАШ Евгения

Есть вопрос


"Уважаемая редакция, пишет вам ученик 11-го класса лицея довузовской подготовки. В этом году я буду поступать в НГЛУ. Для изучения языка я хотел бы поехать в англоязычную страну. Я слышал, что в Нижнем Новгороде есть организация, занимающаяся обменом студентов. Не посоветуете ли вы, как с ними связаться или, если знаете, какой-либо иной способ попасть за границу. Пожалуйста, напишите мне или опубликуйте в газете, как мне можно этим летом попасть за границу. Не будете ли вы проводить какие-либо конкурсы с призом - поездкой в англоговорящую страну? Опишите, пожалуйста, все возможные способы, как попасть летом за границу." Сергей Носов

Существует несколько способов попасть за границу. Можно, например, отправиться в страну изучаемого языка на летние курсы. Многие языковые школы и центры Нижнего Новгорода организуют подобные курсы у нас в городе, а также отправляют желающих изучать язык за рубеж. Ты можешь обратиться в LST - "Лингва Сервис Тур" (телефон 34-30-24) или в языковую школу "Мастеркласс" (телефон 32-76-13). Британский Совет в Нижнем Новгороде (телефон 34-42-78) поможет тебе попрактиковаться в языке в одной из школ Велико-британии. Кстати, изучать английский на курсах ты можешь не только в Великобритании или США, а, например, на Мальте. Стоит отметить, что все языковые летние программы стоят, как правило, порядка 1000 долларов. Существуют еще студенческие программы, позволяющие работать и учиться в стране изучаемого языка. По программе Work and Travel можно отправиться на лето в Европу или США. Эта программа стоит дороже - более 1000 долларов - но и заработать ты сможешь больше. Около 500-800 долларов стоят программы Camp America и Camp USA. Более подробную информацию о программах студенческого обмена тебе предоставят в Международном центре НГЛУ. Есть в нашем городе организации, отправляющие студентов учиться за рубеж бесплатно. Для того чтобы стать финалистом конкурсов, проводимых Фондом Сороса (телефон 78-40-31) и организацией АСПРЯЛ (телефон 77-54-81), тебе нужно будет заполнить заявку (первый этап конкурса), сдать экзамен по английскому языку TOEFL (второй этап конкурса) и пройти собеседование на английском языке (третий этап конкурса). На первом, втором и третьем курсе университета ты сможешь подать заявку на программу "Акт в поддержку свободы", проводимую АСПРЯЛ. Для второкурсников сейчас действует программа Фонда Сороса - Undergaduate Exchange Program. Победители конкурса отправляются в США, где совершенно бесплатно учатся в течение академического года в американских университетах и колледжах. Если тебе уже есть восемнадцать лет, ты можешь стать волонтером и отправиться на лето работать в Европу. Студенты, отправляющиеся за рубеж по добровольческим программам, должны оплатить только дорогу в выбранную страну - проживание и питание им предоставляет принимающая организация. В зависимости от суммы, которой ты располагаешь, ты можешь поехать в Чехию или, например, во Францию. Как правило, все участники добровольческих лагерей общаются между собой на английском языке. Подобными программами в Нижнем Новгороде занимается организация "Служение" (телефон 34-28-06). Подавать заявки на поездку следует в апреле-мае. Возможно, в этом году уже поздно подавать заявки на многие программы студенческого обмена, но можно будет это сделать в следующем году. Читай каждый номер нашей газеты - и ты сможешь принять участие в конкурсах и, может быть, выиграть поездку за рубеж. Удачи при поступлении в иняз!


Биржа плюс свой дом (Н.Новгород)

01.04.2002

ИГНАТУШКО Марина

ГОРОДОК НАШ НИЧЕГО...


"Может ли Нижний Новгород стать культурной столицей?" - этот вопрос был вынесен на обсуждение на встрече общественности в Нижегородской радиолаборатории. Встречу организовали фонд "Культурная столица Поволжья" и Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса). Программа "Культурная столица" разработана и принята в Приволжском федеральном округе в прошлом году. В ее рамках проводятся два конкурса: городов - на звание столицы и проектов, которые могут быть реализованы в столице. Ульяновск был первым, но не выбранным, а назначенным столицей городом. В 2002 году столичный статус у Кирова. Осенью в Вятке объявят результаты конкурса городов на звание "Столицы 2003 года". Как оказалось, это была презентация в форме общественной дискуссии. Но ни на презентацию, ни на дискуссию мероприятие не тянуло. Деятелям "Культурной столицы" не удалось внятно растолковать, что же за интересная программа запущена в округе. Почему ее инициировал Кириенко? В чем ее смысл? Зачем она нам, простым смертным? Что такое "конкурс городов"? Какие подходы действуют при выборе победителей в конкурсе проектов? Что такое девиз года и почему "Город-дом" выбран именно для 2003-го, а "Сквозь границы" - для этого года?.. А дискуссии не получилось потому, что тема для обсуждения оказалась слишком неопределенной. Кокетливый вопрос выглядел риторическим, а видео-ассорти из ульяновской самодеятельности, не убеждало. На такое угощение лучшие представители нижегородской общественности ответили адекватно: мол, какая-такая мы столица, когда у нас музеи, театры рушатся и крыши культурных учреждений текут. В общем, обсуждать нечего, лучше помогите материально. И модное слово "бренд", едва мелькнувшее в разговоре, так и не стало ключом к пониманию феномена "культурной столицы". Жаль! Ведь должно же быть что-то, способное воодушевить и объединить - пусть на время! - ди-джея Лешу Круга (выступившего на встрече от лица прогрессивной нижегородской молодежи) и опытного чиновника Вячеслава Соболева (оглядываясь на славное советское прошлое, он забыл, что за последние годы в Нижнем все же был построен хотя бы один театр - "Комедiя"). Как заметила директор тольяттинского краеведческого музея Людмила Савченко, "в Европе культурные столицы состоялись в тех городах, где были объединены местные сообщества". Конечно, мы не Европа. Но и у нас есть кому объединяться. Тем более сама Европа в лице организации под названием "Сеть европейских культурных столиц и культурных месяцев" раскрывает нам свои объятия. В конце прошлого года координатор приволжской программы, заместитель директора Нижегородского отделения Института "Открытое общество" Глеб Фирсов представлял "Культурную столицу ПФО" в Базеле. (К слову, на генеральной ассамблее "Сети европейских культурных столиц" присутствовали представители "Культурной столицы Америки" - молодой организации, работающей в городах и странах латиноамериканского континента. Они не только дружат с Европой: штаб-квартира южноамериканской организации находится в Барселоне, что может служить хорошим примером для фонда "Культурная столица ПФО".) По итогам выступления Фирсова, "Культурной столице ПФО" было предложено вступить в европейскую ассоциацию... Что нам с того? Несомненная польза. Не только окружную самодеятельность, но и культурную акцию европейского масштаба можно будет принять в наших палестинах. Это повышает статус города (не случайно же Роттердам ежегодно проводит выступления Валерия Гергиева). Кроме того, как предполагает Глеб Глебович, "европейские эксперты могут помочь не только сформировать программу в рамках "Культурной столицы", но и какие-нибудь долгосрочные программы городского развития". У Европы всем нам есть чему учиться. В феврале между Советом Европы и Министерством культуры Российской Федерации при поддержке Института "Открытое общество" было подписано соглашение "План действий для России". Большая часть этого плана будет реализована в ПФО под эгидой программы "Культурная столица". В частности, в этом году пройдут четыре семинара для менеджеров разного уровня в сфере культуры. Так что идея "Культурной столицы" при определенных обстоятельствах работает. Мне это удалось увидеть в прошлом году и в Ульяновске, и в Роттердаме. При несоизмеримых различиях эти два города стали похожи: шлейф "столичности" будет привлекать внимание к ним еще долгое время. И это внимание приносит дивиденды. Что такое "Культурная столица" с точки зрения политики? Это было темой интервью в Ульяновске Петра Щедровицкого, философа, руководителя Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. Приводим некоторые из его высказываний: Культурная политика - та, которая осознает, что единственным рычагом реального воздействия на мир являются нормы и смыслы. Если на них влияют, значит, влияют на поведение человека. Когда в магазине покупают продукты, то совершают символический акт культурного выбора: смотрят на марку. Люди, ежедневно принимая решения, всегда ориентируются на определенный объем символов, смыслов, норм. Вот это и есть культура! Это не отрасль, одна из других, это базис. Наше экономическое поведение, наша способность взаимодействовать и договариваться друг с другом, наши представления о том, что такое продукт качественный, а что некачественный - это все культурный выбор. Кант вообще считал, что культура - единственное подлинное пространство свободы, где человек впервые становится человеком, а не одним из видов живых существ. ...Наукой или творчеством занимаются вовсе не потому, что это может иметь коммерческий результат. Культурная политика - это политика, которая осознала, что мы живем в обществе людей, где работают определенные культурные нормы. Более того, есть люди, для которых такие нормы - самые значимые факторы при принятии решений. Поэтому, например, когда принималось решение о проекте "Культурная столица", мы исходили из того, что экономика и культура взаимно компенсируют друг друга. ...Наша программа "Культурная столица" и создана для того, чтобы попробовать с помощью культурной политики стимулировать другие процессы: обмен информацией, мобильность, миграцию, передачу опыта. Мы хотели избежать традиционной схемы, когда все финансируется из бюджета. Государство пока не может себе многого позволить. Более того, оно обязано сокращать свои расходы, потому что в конце концов больше расходов - выше налоги. Значит, надо думать о механизмах, с помощью которых возникает общественно-государственное управление, где государство - один из участников, вступающий в кооперацию как с бизнесом, так и с гражданским обществом для решения задач, признанных приоритетными. ...Но эти задачи надо выделить. Бизнес интересует одно, а государство - другое. Диалог между ними и должен привести к формированию приоритетов. Если совместно договорились, нужно и делать совместно. При этом необязательно участвовать деньгами, можно тратить время. И, заметьте, государству часто нужно лишь сказать: "Мы это поддерживаем". Бизнес реагирует не на количество денег, вложенных государством, а на обозначение приоритетов, на определение стратегии. ...Я бы использовал термин "акупунктура". Мы не можем влиять на все - у нас мало сил. Но если найти нужную точку, это мобилизует естественные ресурсы организма. ...Однажды мне попалась книга о том, как в Португалии спустя два года после революции 1974 года возникло общественное движение за возрождение Порту, древней столицы страны. К 1976 году это был умирающий город, люди не хотели там жить. И тогда возникла небольшая группа: объединились архитекторы, художники, дизайнеры, строители, представители общественных организаций. Прошло 26 лет, и, хотя остался гигантский фронт работ, ситуация значительно изменилась. Жителям Порту удалось привлечь к взаимодействию национальное правительство, всю Европу. Там активно работают несколько фондов. Чем больше людей, тем больше возможностей. А как только появляется эффект, люди готовы вкладывать новые деньги. В 2001 году город стал "культурной столицей Европы". Как представляет город администрация Нижнего Новгорода (на официальном сайте): - в городе сохранилось немало уникальных памятников истории, архитектуры и культуры, что дало основание ЮНЕСКО включить Нижний Новгород в список 100 городов мира, представляющих мировую историческую и культурную ценность. За свою историю Нижний Новгород играл заметную роль в жизни России. Чем мы можем гордиться (произвольный опрос людей, случайно оказавшихся в редакции): - памятником Чкалову, Стрелкой (если убрать порт), научным потенциалом (в некоторых областях науки есть понятие "нижегородская школа"), "Русской Венерой" Кустодиева, нашими архитекторами - лауреатами Госпремии, Кремлем, Ярмаркой (очень красивое старое здание), нижегородским ополчением, судами на подводных крыльях (только как они сейчас, не знаю), музеем ГАЗа и музеем речного флота в водной академии, джазовыми концертами...


Калининградская правда (Калининград)

03.04.2002

Cотвори себя сам

Инна КОРНЕЛЮК


Открытая система образования начинается с педагогики индивидуальности В Калининградском государственном университете стартовал новый проект: начала работу научно-методическая школа для руководителей и педагогов школ области. Общая тема, в рамках которой пройдут семинары, мониторинг, "круглый стол" - "Становление открытой образовательной системы в анклавном регионе на основе идей педагогики индивидуальности". В минувший четверг в рамках проекта прошел первый семинар, который был проведен совместно с Институтом повышения квалификации и подготовки работников образования области и при поддержке Института "Открытые общество" (Фонд Сороса). Концепция педагогики индивидуальности разработана доктором педагогических наук, профессором, заведующим кафедрой педагогики и психологии КГУ Олегом Гребенюком в соавторстве с доктором педагогически наук, заведующей кафедрой педагогики начального образования КГУ Татьяной Гребенюк. - Традиционная педагогика воспитывала людей по большей части управляемых, - считает Олег Семенович Гребенюк. - Раскрытие же индивидуальных возможностей позволяет человеку быть свободным в выборе жизненного пути. В итоге общество получает предприимчивых, открытых людей, живущих деятельно, а потому и эффективно преобразующих жизнь. Кроме того, само общество становится более устойчивым, если состоит из независимых людей, которые способны самостоятельно определять свой жизненный путь и нести ответственность за этот выбор, ценить себя и реализовывать в жизни свои способности. Созданная нами система позволяет практически каждому человеку стать яркой индивидуальностью. С этой системой ученые и познакомили на первом семинаре руководителей образовательных учреждений области. Им был предложен доклад, затем - несколько деловых игр. В качестве разминки - самооценка собственных деловых качеств. Ведь авторы концепции уверены, что индивидуальность в учениках способны развивать только учителя яркой индивидуальности. Главное, что показал семинар, - у каждого руководителя нашлись свои идеи, варианты, направления деятельности школы. По мнению Татьяны Борисовны Гребенюк, все предложения дополняют общий замысел, а это значит, что теория действует, и первое занятие уже дает результаты. А вот что думают на сей счет сами участники семинара: Нина Федорова, директор средней школы № 6 г. Балтийска: - Впечатления колоссальные. Впервые обращено внимание педагогов на развитие психологических свойств и качеств ребенка и взрослого в педагогическом процессе. Необходимость этого направления в работе ощущается. Я сама, имея диплом учителя русского языка и литературы, получила второе образование - практический психолог. Без знаний психологических особенностей педагогического процесса невозможно организовать обучение в современной школе. Сейчас многие лицеи, гимназии ориентированы на сильного ученика. Я считаю, что общеобразовательная школа должна вести преподавание через развитие индивидуальности. Человек даже с очень большим объемом знаний не всегда может адаптироваться в современном мире, а данная теория дает своеобразный ключ к самореализации. Наталья Лаушкина, директор средней школы № 1 г. Светлогорска: - Внимание к индивидуальности руководителя, учителя, ребенка, родителей - основа для создания здорового общества. Если бы такая система, помимо школ, была внедрена на предприятиях, то сегодня трупы детей не находили бы в мусорных контейнерах, не было бы подросткового суицида и многого другого негативного, что омрачает сегодняшнюю нашу жизнь. Открытый взгляд, душа, сердце, человек - это мечта всякого нормального общества. Личностное обучение, о котором сегодня много говорят, - это обучение, при котором никто не пытается разглядеть в личности индивидуальность. Если учитель сам в себе увидит индивидуальность, он поможет обрести ее и ученику. Елена Ермоленко, директор Гастелловской средней школы Славского района: - Общее впечатление: полезно и актуально. Мы сейчас находимся в ожидании новых идей, которые готовы принять. Возможности традиционной школы исчерпаны. Педагогика индивидуальности - бальзам на душу. Семинар помог мне увидеть пути реализации некоторых идей. Примечательно, что университет занимается сближением теории и практики, это очень важно. Семинар в Калининграде привлек внимание ученых из других вузов России, Белоруссии. А вот комментарий директора Института педагогики и психологии, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Михаила Рожкова: - Мы вступаем не только в новое общество, но и в новый этап развития человечества. Педагогическая мысль, направленная ранее на адаптивность, формировала идею "быть как все". В ней преобладало слово "нельзя". А в компании наркоманов, к примеру, звучит слово "можно". Преступные группы - это тоже хорошо сплоченные "коллективы". Если говорить об индивидуальности, то она - основа того, что человек сохранится в существующей системе отношений, не станет конформистом, не потеряет лицо. Индивидуальность проявляется в самовоспитании. Как бы мы ни воспитывали, человек не станет образованным, если не сможет воздействовать на себя сам. Современная педагогическая практика требует таких технологий, которые позволили бы человеку в современных условиях не только адаптироваться, но и автономизироваться. Оригинальность идеи педагогики индивидуальности состоит в том, что в ней найден способ показать, как, какими средствами и методами происходит развитие индивидуальности через педагогическое влияние на различные сферы человека - эмоциональную, экзистенциональную, волевую, интеллектуальную, предметно-практическую, самореализации. На семинаре я наблюдал главное - развитие прогрессивного явления: сообщества ученых и практиков. Итак, начало положено. Идея подготовки в нашем регионе людей, способных жить в открытом обществе, заманчива. Дальнейшая работа в рамках проекта затронет не только учителей, но и учеников и их родителей. Следующий этап в работе научно-методической школы - двухдневный семинар для преподавателей, классных воспитателей, социальных педагогов. Затем мониторинг, который позволит отследить результаты работы. Завершит цикл "круглый стол", с подведением итогов и выработкой общих решений. В какой мере они будут исполнены в условиях нашего региона - покажет время, а сейчас очевидно, что в области есть для этого потенциал: талантливые педагоги, потребность к внедрению новых идей и сам подход, позволяющий делать систему образования открытой и эффективной.


Калининградская правда (Калининград)

03.04.2002

В ПОДДЕРЖКУ ПРОЕКТ

Г. Николаева




Некоммерческое партнерство "Центр социальной адаптации уволенных в запасили отставку кадровых военнослужащих и членов их семей" (НП ЦСАВ) в 2000году стал победителем открытого Всероссийского конкурса и получил право нареализацию с 1.09.01 г. по 31.05.02 г. проекта "Социально-психологическаяреабилитация военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов,принимавших участие в боевых действиях и антитеррористических операциях".При поддержке администрации области Центр получил под этот проект грант отинститута "Открытое общество" - Россия (Фонд Д. Сороса) на сумму 11869долларов США.Сегодня НП ЦСАВ оснащен уникальным оборудованием, компьютерными и психодиагностическими методиками. Здесь работают специалисты самых высоких категорий. За пять месяцев реализации проекта около 300 человек получили психологическую помощь, направлены на стационарное, амбулаторное, санаторно-курортное лечение, 35 человек трудоустроены, 60 прошлитренинг-семинары по трудоустройству.Администрация области продолжает оказывать активное содействие реализациипроекта. В частности, управление здравоохранения администрации областипредоставляет Центру социальной адаптации информацию о наличиисанаторно-курортных путевок, помогает в обеспечении ими нуждающихся в отдыхеи лечении. Комитет по физической культуре и спорту администрации области набезвозмездной основе предоставляет для физической реабилитации участников боевых действий и членов их семей подведомственные ему конно-спортивную базув поселке Свободный Гурьевского района и спортивно-восстановительный центр "Россия" в Калининграде.


Молодой Дальневосточник (Хабаровск)

03.04.2002

Сорос оплатил "бой петухов"


В селе Сикачи-Алян прошел праздник национальных традиций

Главная достопримечательность Сикачи-Аляна - древние петроглифы на прибрежных валунах. Посмотреть это рукотворное чудо приезжают туристы из разных стран. Предприимчивая туристическая фирма построила рядом с селом этнографический комплекс с музеем, макетом стойбища и концертной площадкой - и владелец фирмы полагает, что все затраты скоро окупятся. В общем, "продать" туристам есть что, но денежки мимо сикачиалянцев пролетают. И жизнь у них какая-то нищая и безрадостная. Но ведь нужны в жизни праздники! И несколько энтузиастов решили такой праздник устроить. - Сегодня важно пробуждение национального самосознания, возрождение культуры, традиций, - говорит президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края (АКМНС) Галина Волкова. - Мы должны распрямиться, обрести гордость и достоинство. Поэтому АКМНС и стала инициатором такого праздника. Нам очень помогли администрация Хабаровского сельского района, творческое объединение "Новое тысячелетие". А финансовое обеспечение праздника - грант фонда Сороса, который выиграла АКМНС. И вот праздник начался. Мы на нем гостили и вам расскажем, как все было здорово. Чтобы праздник удался, был произведен обряд кормления духа огня - костер и заклинания. Потом концерт фольклорных коллективов "Сэнкури", "Гивана", "Нани"... Умельцы продавали всякие поделки, амулеты, а рядом - конкурс национальных блюд. И мы, конечно, всего понемногу попробовали. Жанна Актанко угостила нас талой из свежей рыбы с черемшой. Ну, талу из рыбы мы и сами умеем делать, а вот о тербиту - тале из картофеля - и не слыхали. Вкусно. Как и бода - что-то вроде киселя с икрой. Или суп из полыни... А на площадке уже начались спортивные соревнования - перетягивание каната, "бой петухов", прыжки через крутящуюся веревку... И всех поразил Коля Перменко, который установил рекорд - 70 прыжков: и стоя, и сидя, и лежа, крутые хабаровские брейк-дансисты, если бы увидели, иззавидовались бы! ...Туристы платят фирме деньги, чтобы посмотреть, грубо говоря, муляж - новодельский этнографический комплекс. А ведь живое село, где столько талантливых детей и взрослых, гораздо интереснее. На этом празднике случайно оказались два американца - Нил и Брэд из Колорадо-Спрингс, так они от видеокамер не отрывались. Может быть, в этом направлении - путь развития села? И начального капитала не надо - выйти всем миром на субботник, сделать хорошую площадку для показа зрелищ и лавочки поставить. А уж природных красот и народных талантов в Сикачи-Аляне хватает. Юрий Шмаков


Санкт-Петербургские ведомости (Санкт-Петербург)

03.04.2002

КАК ВЫЖИТЬ ТОЛСТЫМ ЖУРНАЛАМ?

Илья ФОНЯКОВ


<Скажу откровенно - мы <на грани>...> - сказал, встречаясь с петербургскими читателями в конференц-зале Российской Национальной библиотеки, главный редактор <Нового мира> Андрей Василевский. <На грани> чего именно, редактор не уточнил: оборвал фразу. Но и так все было ясно: только что шла речь о том, что известный меценат Сорос после десятилетней прямой и косвенной поддержки наших толстых литературных журналов решил это дело прекратить. А на журналы <повесили> НДС (налог на добавленную стоимость), что неминуемо приведет к росту цены каждого номера и дальнейшему снижению числа подписчиков...Примерно в таком же духе высказывался и второй гость - заместитель редактора<Иностранной литературы> Алексей Зверев. <Поверите или нет, - добавил он, - я семь лет не был в вашем городе. А бывало наезжал каждый месяц. Или вот вам еще пример нынешней разоб-щенности творческой интеллигенции: недавно с удивлением узнал, что у нас в Москве про-должает выходить <Литературная газета>. Я-то думал, что ее давно уже нет. И мог еще долго не увидеть: тиражи-то по сравнению с прежними мизерные!>. И тем не менее руководители обоих столичных журналов не теряют оптимизма. Сам их приезд в наш город был связан с поисками новых авторов, с подготовкой к очередной конференции молодых писателей, которые проводятся ныне под патронатом Конгресса российской интеллигенции и Фонда социально-экономических программ. Говорилось об уже открытых новых именах, о недавних и предстоящих публикациях. <Новый мир>, в частности, считает своей удачей публикацию во втором номере повести Аркадия Бабченко - двадцатипятилетнего участника двух чеченских кампаний - <Алхан-Юрт>. В шестом номере стоит обратить внимание на повесть еще более молодого Сергея Шаргунова <Ура!>, где содержится попытка осуществить давнюю мечту строгих литературных критиков: создать образ положительного современного героя. <Иностранная литература> намерена, в частности, продолжить публикацию произведений <пропущенной> зарубежной классики: ведь в недавние времена не только современная литература, но и произведения прошлого проходили идеологический отбор. Оба гостя с удовлетворением говорили, что в их журналах достаточно широко печатаются петербургские авторы. Как продолжится это сотрудничество? Как вообще сложится судьба журналов? Кто должен поддержать их - государство или общество? И если общество, то в чьем лице? Все эти вопросы ставились на встрече, но ответа, естественно, не получили. Ответ может дать только жизнь.

  Тел/факс: (8162) 13-07-60
Pager: (8162) 115533 аб.2510
E-mail: diap@novsu.ac.ru
Designed by Mediaterra