Институт "Открытое общество" /Фонд Сороса/
 Сорос и Открытое Общество   Проекты   Пресс-центр 

Новости от 22.11.2002


Новости от 21.11.2002


Новости от 20.11.2002


Новости от 28.10.2002


Новости от 20.10.2002


Новости от 10.10.2002


Новости от 07.10.2002


Новости от 27.09.2002


Новости от 26.09.2002


Новости от 23.09.2002


Новости от 20.09.2002


Новости от 17.09.2002


Новости от 16.09.2002


Новости от 13.09.2002


Новости от 09.09.2002


Новости от 06.09.2002


Новости от 05.09.2002


Новости от 02.09.2002


Новости от 28.08.2002


Новости от 26.08.2002


Новости от 20.08.2002


Новости от 14.08.2002


Новости от 12.08.2002


Новости от 05.08.2002


Новости от 14.07.2002


Новости от 08.07.2002


Новости от 01.07.2002


Новости от 24.06.2002


Новости от 19.06.2002


Новости от 17.06.2002


Новости от 13.06.2002


Новости от 05.06.2002


Новости от 03.06.2002


Новости от 29.05.2002


Новости от 27.05.2002


Новости от 23.05.2002


Новости от 22.05.2002


Новости от 18.05.2002


Новости от 14.05.2002


Новости от 13.05.2002


Новости от 29.04.2002


Новости от 27.04.2002


Новости от 25.04.2002


Новости от 22.04.2002


Новости от 19.04.2002


Новости от 18.04.2002


Новости от 09.04.2002


Новости от 08.04.2002


Новости от 05.04.2002


Новости от 28.03.2002


Новости от 26.03.2002


Новости от 20.03.2002


Новости от 15.03.2002


Новости от 12.03.2002


Новости от 11.03.2002


Новости от 07.03.2002


Новости от 04.03.2002


Новости от 26.02.2002


Новости от 11.02.2002


Новости от 05.02.2002


Новости от 04.02.2002


Новости от 29.01.2002


Новости от 28.01.2002


Новости от 23.01.2002


Новости от 10.01.2002


Новости от 11.10.2001


Новости от 10.10.2001


Новости от 05.10.2001


Новости от 04.10.2001


Новости от 02.10.2001


Новости от 01.10.2001


Новости от 26.09.2001


Новости от 24.09.2001


Новости от 17.09.2001


« Актуальные новости
Второй съезд представителей региональных библиотечных центров России, стран СНГ, Балтии, Болгарии и Монголии Пресс-релиз 28 марта 2002 г.

2 - 3 апреля 2002 г. в Москве состоится второй съезд представителей региональных библиотечных центров, созданных Институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса) - Россия в рамках Мегапроекта "Пушкинская библиотека", на который соберутся руководители органов культуры и директора национальных и центральных библиотек всех регионов России, стран СНГ, Балтии, Болгарии и Монголии.

В работе съезда примут участие - Президент Фонда Сороса (Россия) Е.Ю. Гениева, заместитель министра культуры РФ Н.Л. Дементьева, заместитель министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ В.В. Григорьев, заместитель министра образования В.А. Болотов, президент Академии государственной службы при Президенте РФ В.К. Егоров, Исполнительный директор Мегапроекта "Пушкинская библиотека" М.А. Веденяпина, члены Правления Мегапроекта "Пушкинская библиотека" - писатели Г.Я. Бакланов и Г.Ш. Чхартишвили и др.

На протяжении четырех лет Мегапроект "Пушкинская библиотека"

" пополнил книжные коллекции более 5000 библиотек России, СНГ, стран Балтии, Восточной и Центральной Европы, Монголии и отправил им более 12 миллионов новых книг, журналов, видеокассет, компакт-дисков, электронных баз данных;

" работал с 500 центральными и местными российскими издательствами;

" создал современную систему доступа к информации во всех регионах России для динамичной и мобильной связи между издателями, книгораспространителями, библиотеками и читателями.

Опыт проведения Первого съезда в 2001 г. показал необходимость принятия согласованных решений на самых различных уровнях. Яркий пример успешного сотрудничества - реализация совместной с Министерством культуры и Министерством по делам печати программы "Сельская библиотека". Благодаря активной поддержке местных органов власти 12 000 сельских библиотек (одна треть сельских библиотек России) получили более 1, 5 млн. новых книг российских издательств.

На Втором съезде будут освещены перспективы дальнейшего развития Мегапроекта "Пушкинская библиотека", представлены новые направления деятельности (презентация нового проекта "Чтение"), определены приоритеты сотрудничества с региональными органами культуры. Особое внимание планируется уделить обсуждению проблемы доступа к информации для жителей села.

В программе съезда - выступления представителей министерств, руководителей органов культуры и библиотекарей, обмен мнениями, обсуждение преспектив развития библиотечного дела в России, книжная выставка "Пушкинской библиотеки", творческий вечер заслуженного артиста России А. Филиппенко.

Место проведения: Российская академия государственной службы при Президенте РФ (главный вход), зал № 1, 2 этаж первого учебного корпуса.

Адрес: Москва, проспект Вернадского, 84 (метро "Юго-Западная").

Аккредитация обязательна.

Дополнительную информацию и аккредитацию можно получить в Институте "Открытое общество" (Фонд Сороса) - Россия в Москве:

тел.: (095) 787 88 11, 787 88 04, 787-88-12

факс.: (095) 787 88 22

e-mail: pr@osi.ru


Известия

28.03.2002

ХРОНИКИ


Восточной культуры будет больше

В Государственной библиотеке иностранной литературы открылся Центр восточных культур, созданный при поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса). Главная задача нового центра - справочная и информационная. ЦВК будет заниматься формированием библиотечных фондов на восточных и западных языках, предоставлением доступа к информации о странах Востока, проведением различных акций (лекций, выставок, конопоказов и др.), способствующих популяризации знаний о странах Востока. Кроме того, в здании Библиотеки иностранной литературы открыт специальный читальный зал восточной литературы, а также создан сайт в Интернете (www.orient.libfl.ru).


Общая газета

Я И СЕМЬ МИНУВШИХ ДНЕЙ

28.03.2002

ЕКАТЕРИНА ГЕНИЕВА

Круговая порука добра


Год назад ушел из жизни академик Борис Раушенбах Мое первое впечатление о Борисе Викторовиче Раушенбахе связано с тем временем, когда мы вместе шесть лет тому назад стали работать в Институте "Открытое общество": я стала президентом Института, а Борис Викторович - председателем Наблюдательного совета. В первую нашу деловую встречу меня поразило несоответствие того, что я к тому времени про этого замечательного человека знала, и - поведения, которое он себе предуказал. Мне нужно было что-то с ним вместе подписать. Я вошла в комнату и увидела его скромно сидящим возле нашего секретаря, хотя он мог позволить себе и другое место, и другой стиль поведения.

На самом же деле, как я впоследствии убедилась, его поведение абсолютно соответствовало его личности. По всем своим научным и человеческим достижениям он мог поставить себя в первые ряды или, говоря библейскими словами, быть призванным на пир в числе первых, однако спокойно довольствовался вторым, третьим и вообще неважно каким местом. Но при этом в сознании окружавших людей все равно был первым.

Общаться с ним было легко и просто. Думаю, эффект большого количества учеников и высокого почитания имени Раушенбаха связан с тем, что Борис Викторович по-аристотелевски включал в свой великий, светящийся круг людей, допуская, что они ему равные. У меня никогда не было в разговоре с ним ощущения, что он - звезда сверхвеличины, а я, хоть и вполне существенный элемент в структуре общества, но для него малозначительный и дальний. Борис Викторович такого ощущения не допускал.

Ему было, по-моему, совершенно все равно, с кем он разговаривает - с нобелевским лауреатом или с уборщицей (хотя, разумеется, не было безразлично, о чем они говорят). Ведь в космическом понимании человеческой личности и нобелевский лауреат, и уборщица стоят на одной "толстовской планке", поскольку они - люди. Борис Викторович всегда был искренен. Словно вовлекал окружающих в круг добра, которое никогда не навязывал, не постулировал, не рассуждал о нем - а просто творил своей жизнью. На первых порах нашей совместной работы мне нужны были советы Раушенбаха, имевшего большой управленческий опыт. Раушенбах давал советы, не навязывая их, высказывался осторожно, часто прибегая к сослагательному наклонению ("Мне бы хотелось сказать, посоветовать..."), словно подчеркивал, что его слово ни в коем случае не следует считать истиной в последней инстанции. В нем было сочетание деликатности, доброжелательности, почти неуловимой самоиронии и в то же время убежденности и твердой приверженности общечеловеческим ценностям.

Когда Институт "Открытое общество" учредил стипендию имени Бориса Викторовича Раушенбаха, которую мы будем присуждать каждый год студентам провинциальных вузов, - первую стипендию из рук Джорджа Сороса 1 июня 2001 года получила студентка математического факультета Ярославского государственного университета Яна Поздеева. Мы позвали на сцену эту девушку, объявив, что она первая обладательница стипендии имени Бориса Раушенбаха. Она была очень смущена, смешалась от происходящего. Совсем недавно при вручении ей сертификата стипендиата перед нами был уже другой человек - за это время она кардинально изменилась. Полагаю, суть стипендии Бориса Викторовича не столько в финансовой помощи провинциальным студентам, сколько в продолжении влияния его личности на тех, кому эта стипендия предназначена. В этом - живая длящаяся память, которую Цветаева называла "круговой порукой добра". Круговая порука добра - это и есть философия Института "Открытое общество". Думаю, поэтому академик Раушенбах и согласился участвовать в его деятельности. Дело не в грантах, которые, разумеется, очень важны, не только в финансовой помощи. А в том, что философски несет эта финансовая помощь, помогая всем и всему, что работает на создание достойной человеческой жизни.


Финансовая Россия

28.03.2002

ОБЩЕСТВО/КУЛЬТУРА бизнес-класс

Беседовала Татьяна РАССКАЗОВА

"Поначалу мы слегка блефовали"


Эдуард Бояков утверждает свободу воли 15 апреля в Большом театре состоится очередная церемония вручения театральной премии "Золотая маска". А сегодня стартует одноименный фестиваль. 40 российских театров покажут в Москве работы, номинированные на конкурс. Судьбу "Золотых масок" - 2002 в области драматического искусства решит жюри во главе с Ольгой Остроумовой. "Маски" же музыкальным спектаклям распределит Дмитрий Бертман со товарищи. Вот уже восемь лет успешный "масочный" проект возглавляет Эдуард БОЯКОВ - генеральный директор Национальной театральной премии и фестиваля. Прежде чем преуспеть в торговле нефтью, раскрутить "Маску", сделаться театральным продюсером, Бояков учился на журфаке, рисовал афиши, служил завлитом Воронежского ТЮЗа, читал тамошним университетским недорослям структурный анализ... - Вы не могли бы рассказать, как завлиту ТЮЗа удалось преобразиться в состоятельного бизнесмена, заключающего миллионные нефтяные сделки? И правда ли, что в "Золотую маску" вы вложили собственные средства? - Мне кажется, не стоит смещать акцент в направлении моей личности. Все-таки у истоков идеи стоял не один я. Хотя мне удалось собрать команду людей, которые в нее поверили. Тратить свои деньги действительно приходилось. Но у нас была база - Союз театральных деятелей... - ...который не давал ничего, кроме брэнда? - Он давал и дает многое. Во-первых, эгиду. Во-вторых, стены. Ведь получить офис в центре Москвы не очень просто и совсем не дешево. В середине 90-х затевать культурную инициативу было безумием, огромным риском. (Помните, перед Малым театром толпы граждан торговали носками и колбасой?) И СТД, как и все культурные институции, находился в кризисе, несколько десятков его отделений, 600-700 театров были совершенно разобщены. Но как раз идея некоей попытки их воссоединения нас и грела (хотя казалась почти нереализуемой). - Итак, в основу проекта легли ваши деньги плюс покровительство СТД. А на какой стадии подключилось государство? - Московское правительство - в первый же год. Но лишь после того, как я доказал наличие бюджета. Для меня тогда серьезным ноу-хау оказалась банальная, в сущности, истина: деньги идут к деньгам. Опыт показал, что просить денег в правительстве Москвы или Министерстве культуры, объясняя, что мы хотим собрать воедино театральные земли, дать возможность режиссерам посмотреть работы друг друга, - это одно. А сказать: коллеги, есть идея, она стоит полмиллиона, триста тысяч уже нашлись, подключайтесь - совершенно другое. Мы поступили именно так. Хотя поначалу немножко блефовали. "Аристону", например, внушали: да, в России разруха, но жива театральная культура, которая для русского человека - символ элитарности. (И человек этот не только ходит в театр, но и покупает стиральные машины.) Итальянцы, которые любят подчеркивать верность классическим корням и определенную изысканность (рекламные ролики для "Аристона" снимал, кстати, сам Вим Вендерс), согласились нас поддержать. Отечественный "Би Лайн" мы увещевали: как вы можете стоять в стороне, когда итальяшки дают 50 тыс. на национальную театральную премию, где ваша гражданская совесть? Московскому правительству говорили: нас уже поддерживают крупные отечественные и зарубежные корпорации; дайте нам денег на фестиваль, и эти вложения мы до копейки передадим вашим же московским театрам в уплату за аренду площадок под иногородние спектакли. И чиновники понимали, что мы просим не на свою зарплату, что мы не будем воровать, поскольку вкладываем в это дело собственные средства. - А не могли бы вы рассказать, как они образовались? - Мои личные вложения были совсем небольшими. Главная инвестиция состояла в том, что я ушел из бизнеса, хотя мог бы спокойно, без всякого риска, зарабатывать очень большие деньги. Я занимался клиринговыми операциями по внешнеэкономическим торговым сделкам. Скажем, Индия выплачивала свой миллиардный долг России не в виде денег, а в виде товаров и услуг. Эти условные клиринговые доллары нужно было переводить в реальные - через торговые операции с индийскими товарами. В таких операциях прибыль в миллион долларов была вполне обычным делом. Так вот, я вкладывал в "Золотую маску" не столько доллары, сколько связи и менеджерский опыт. - Каково процентное соотношение участия в вашем проекте Министерства культуры, московского правительства и частных спонсоров? - В 1999 году "Маска" вышла на 25 процентов спонсорских денег, а 75 процентов бюджета поступало от региональных, федеральных и столичных властей. (Министерство культуры давало чуть больше, чем Москва.) А сейчас спонсорских денег уже около 40 процентов. Для сравнения: в бюджете Эдинбургского или Авиньонского фестиваля аналогичные взносы составляют максимум 10 процентов. Остальное поступает от продажи билетов, из муниципалитета и общественных фондов. Кстати, государство их не финансирует, но дает возможность привлекать налоговые деньги, создает благоприятный климат. Люди сами решают, перечислить ли свои налоги на образование, на оперу, на развитие современного танца или в музей. Либо - попросту положить их в бюджет. Но в таком случае деньги могут пойти на войну, на поддержку армии, на разработку секретного оружия. Увы, у наших налогоплательщиков такого выбора нет... - Какое участие в "Маске" принимает фонд Сороса? - В этом году никакого. А в свое время он очень помог и нам, и российскому театру в целом. В ситуации раздрая, дезинтеграции фонд Сороса оказался экспертным центром, который поддерживал культурные начинания исходя из их объективного качества, а не из социальной доминанты. Тогда театры не получали денег даже на коммунальные платежи, государству было не до творческой экспертизы. Этим-то и занялся фонд Сороса. Схема принятия решений, которая там существовала и существует, лучшая из возможных. Скажем, если у члена экспертного совета возникает конфликт интересов, голос этого эксперта не будут учитывать. Есть система анонимных заявок и экспертиз. И так далее. (У нас же на государственном уровне зачастую выделяют деньги не культурной инициативе, а человеку, который за нею стоит.) К сожалению, идеология фонда Сороса не предполагает поддержки уже состоявшихся, раскрученных проектов. Именно поэтому "Золотой маске" перестали выделять деньги. В следующем году предложим фонду что-нибудь новое. - В рамках "Маски" вы не первый год предъявляете зарубежным продюсерам программу "Russian case". Те, естественно, приглашают лучшие спектакли на гастроли. Какова статистика? - Приглашают очень часто, но статистики нет. Это принципиально. Мы не хотим выступать в качестве ярмарочного агента. Наша задача - создать питательный бульон, условия для насыщенного общения, если хотите, клуб российской театральной культуры. Тогда гости как бы становятся нашими агентами, добровольными промоутерами в своих странах, работают на русскую культуру. - Коль скоро вы практикуете опросы общественного мнения, то назовите фаворитов "Маски"-2002. - Даже по количеству распроданных билетов можно судить, что есть огромный спрос на спектакли Мариинки, Додина. Из московских хитов - на "Шута Балакирева" в "Ленкоме", на "Сирано" в Вахтанговском. - В ходе одной из "Масок" Галина Волчек сняла с конкурса спектакль "Современника" "Играем... Шиллера". На сей раз демарш осуществлен музыкальным театром Станиславского и Немировича-Данченко. Не обидно? - Почти каждый год мы ушибаемся о чьи-то амбиции. Забавно, что, когда тот или иной мастер выигрывает "Золотую маску", он не воспринимает это как результат неформальных действий своих друзей в жюри или протекционистского отношения со стороны директора. Он говорит себе: я получил ее, потому что я хороший режиссер. Но если награда достанется не ему, то он непременно возмутится: мол, у них там наверняка все продано. Боюсь, бесполезно доказывать Галине Борисовне, что никто в "Золотой маске" (и, убежден, во всем СТД) не имеет ничего против "Современника". Но ведь, приглашая участвовать в конкурсе, мы ничего не обещали... Мы не хотим заниматься "раскладами" и "распределением". Вот к примеру: мы с Табаковым и МХАТом затеваем фестиваль современной пьесы. Я очень рассчитываю на Олега Павловича и соответственно отношусь к нему как к патрону, как к старшему партнеру. Но меня тем не менее смутило одно из его заявлений. Будучи председателем жюри премии Станиславского, на вопрос, удобно ли председателю премировать собственных учеников, Табаков ответил: "А иначе зачем я в жюри? Чтобы своих поддерживать". Надеюсь, что с его стороны это была шутка. Но, по-моему, даже шутить на эту тему опасно. - В таком случае, не является ли этически небезупречным включение в число номинантов нынешней "Маски" гергиевско-мариинского "Сказания о невидимом граде Китеже", продюсером которого являетесь вы? - Я стараюсь психологически и организационно разделять продюсерскую работу и "Маску". Не говоря уж о том, что вмешательство в деятельность жюри исключено. Дирекция фестиваля создает для членов жюри информационное поле, знакомит их с мнением экспертного совета, готовит пресс-досье на спектакли. То есть мы обеспечиваем условия, в которых они принимают решение. Никто не может им диктовать. Ни руководство СТД, ни тем более дирекция фестиваля. - В каком состоянии ваш продюсерский проект современной оперы Десятникова на либретто Сорокина, об осуществлении которого вы ведете переговоры с Большим театром? Облегчит ли ее путь к зрителю тот факт, что Анатолий Иксанов сосредоточил в своих руках абсолютную власть, удалив от дел своего зама? - Безусловно. Во всяком случае, мы уже почти договорились, обсуждаем контракт. - Но кажется, затеяна радикальная депортация классических литературных персонажей в современный контекст? Большой с его консервативной внутренней средой вряд ли такое переварит. - Консервативная среда? Бог с нею! Даже в Европе, страдающей из-за собственной толерантности, понимают: все, что касается искусства, - это вопрос творческой воли, а если хотите, и диктата. Руководители Зальцбургского фестиваля, театров "Метрополитен-Опера", "Ковент-Гарден" - совершеннейшие деспоты, тираны. Именно поэтому они и являются ньюсмейкерами мировой культуры. Формировать лицо театра должен один человек, в данном случае Иксанов. А если кто-то сетует, что у него нет серьезной музыкальной подготовки, то функция менеджера в том и состоит, чтобы пригласить правильных людей. То, что Иксанов пригласил Ведерникова музыкальным руководителем, то, что Иксанов и Ведерников пригласили Петра Поспелова, - показатель и менеджерского, и творческого уровня. (Г-н Поспелов возглавляет в театре Управление творческого планирования. - Т. Р.) Да и сам факт, что Большой обсуждает возможность постановки современной оперы Десятникова по либретто Сорокина, свидетельствует о многом. Я убежден, что для русской культуры рубежа веков эти имена знаковые. - Как вам кажется, сколько времени потребуется Большому, чтобы составить настоящую конкуренцию Мариинке, например, в рамках "Золотой маски"? - Думаю, раньше конца 2004 года мы не сможем сделать никаких выводов. Наверняка будут удачные премьеры, будут неудачи. Но лицо нового театра проявится не в отдельных проектах, а в мозаике двух-трех прошедших и нескольких будущих сезонов.


Городская газета "Архангельск"

28.03.2002

Суранов Алексей Владимирович

Новости

Интернет-путешествие по Соловкам




Фонд Сороса выделил 10000 долларов Соловецкому музею-заповеднику на создание электронных баз данных по всем музейным и архитектурным объектам. Средства будут направлены на приобретение компьютерного оборудования и програмного обеспечения. Подобные сайты в мире не новость, а если учесть, что музей на Соловецких осторовах признан памятником Всемирного наследия, то появление его во всемирной сети является событием не только для самих островов, но и для нашей области и всего мира. В любой точке земного шара каждый интересующийся историей и архитектурой сможет посмотреть, что из себя представляет архипелаг и непременно, захочет увидеть своими глазами все чудеса монастыря. Есть надежда, что с появлением сайта и недавно выпущенного картографического путеводителя количество туристов возрастет, и Архангельская область станет еще и туристическим центром Севера России. Андрей СУРАНОВ.


Вести Отечества (Альянс Медиа)

27.03.2002

12: СОРОС ПОМОЖЕТ СОЛОВКАМ С КОМПЬЮТЕРАМИ


Фонд Сороса выделяет Соловецкому музею-заповеднику 10 тыс. долл. на приобретение программного обеспечения для автоматизации учета музейных коллекций и недвижимых памятников истории и культуры. Как сообщили АБН (www.abnews.ru) в пресс-службе администрации Архангельской области, проект Соловецкого музея-заповедника "Открытый остров" стал победителем конкурса по культурной политике Института "Открытое Общество" (фонд Сороса). Проект, считавшийся Московским представительством Фонда абсолютно провальным, был одобрен в Будапеште. Цель проекта - создание электронных баз данных по фондам (около 63 тыс. ед. хранения) и памятникам истории и архитектуры (около 250 ед. хранения), являющимся объектами Всемирного наследия и включенными в Государственный Свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. На основе электронных баз данных будут формироваться электронные каталоги, которые предполагается разместить в Internet. В увязке с ранее принятым к финансированию фондом "Евразия" проектом "Информационные технологии муниципального образования "Соловецкий район", как один из факторов развития местного сообщества", проект "Открытый остров" можно считать крупным успехом Соловецкого музея-заповедника в деле внедрения информационных технологий в области популяризации историко-культурного наследия Русского Севера. Реализация проектов будет способствовать росту интереса к Соловкам, Архангельской области в целом, окажет влияние на рост туристического потока в наш регион.


Калининградская правда (Калининград)

28.03.2002

Поможет педагогика индивидуальности

Инна КОРНЕЛ


Сегодня в Калининградском госуниверситете состоится первый семинар в рамках проекта "Становление открытой образовательной системы в анклавном регионе на основе идеи педагогики индивидуальности". На него приглашены руководители образовательных учреждений. Разработчиками проекта являются доктор педагогических наук, старший научныйсотрудник, заведующая кафедрой педагогики начального образования КГУ Татьяна Борисовна Гребенюк и доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии КГУ Олег Семенович Гребенюк. Проект поддержан институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса). Кроме нынешнего семинара проект предполагает также проведение на базе школ двухдневного семинара, для педагогов, мониторинга, "круглого стола". В мероприятиях примут участие гости: руководители научных и учебных заведений городов России (Санкт-Петербурга, Москвы, Волгограда, Казани, Ярославля). Авторы проекта готовы щедро поделиться идеями, как подготовить людей, способных создать обновленное будущее и жить в нем.


Новгородские ведомости

27.03.2002

Максим ВЛАДИМИРОВ

СЕГОДНЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

"СИНИЙ ДИРИЖАБЛЬ" НАДЕЖДЫ НАЗАРОВОЙ


Вчера в Великий Новгород пришло радостное известие. Бессменный режиссер театра неслышащего актера "Жест" Надежда НАЗАРОВА стала лауреатом международной премии "Филантроп". Телеграмма с этим сообщением была подписана главным режиссером московского Малого театра Юрием Соломиным. Церемония вручения премии состоится в середине мая в главном театральном зале России - БДТ. А потом уже в Ярославле, на родине основателя первого профессионального российского театра Федора Волкова, будут показаны все лауреатские работы. Туда вслед за своим режиссером отправится вся труппа театра "Жест", которая сегодня, кстати, проводит последнюю генеральную репетицию нового спектакля "Синий дирижабль", премьерный показ которого приурочен аккурат к Международному дню театра.

В Новгородском городском дворце культуры царит суета. Примеряются новые костюмы, проверяется звуковое оформление спектакля. Молодой человек с чем-то синим и большим в объятиях бестолково мечется по коридору. Оказывается, декораторы сшили симпатичный дирижабль с моторчиком и теперь не знают, куда бы понадежнее пристроить драгоценный реквизит. А в репетиционном зале маленькая девочка ходит меж рядами и пристает ко всем взрослым с одним и тем же вопросом: "Что такое любовь?". Взрослые смущаются, и что-то отвечают невпопад. Я тоже внес лепту во всеобщую сумятицу и прочел малышке целую лекцию об этом светлом чувстве. Малышка, видимо, рассудила, что этот дяденька знает много, поэтому, внимательно выслушав мой ответ, тут же задала новый вопрос: "А что такое Родина?".

Видя мою растерянность перед любопытным ребенком, режиссер спектакля "Синяя птица" Надежда Назарова пояснила: - Это она к роли готовится. Ей по сценарию полагается рассказывать зрителям о любви, Родине, маме. Вот она и ищет лучшие объяснения, пытаясь понять, что это за штука такая - любовь.

Новый спектакль театра "Жест" - это и эстрадное представление, и сказочная фантазия, и хореографическое шоу в одном флаконе. Все действо можно разбить на 26 отдельных номеров, в которых, помимо постоянной труппы театра, заняты воспитанники школы-интерната для глухих и слабослышащих детей и ученики театрального класса школы N 2, им тоже руководит вездесущая Назарова. В полном объеме спектакль будет показан от силы несколько раз, а вот отдельные его фрагменты еще долго будут демонстрироваться на сборных концертах. Эта практика "жестовцами" давно отработана и очень любима. Неслышащие актеры и танцоры-колясочники порой не могут принимать участие во всех представлениях, а второго состава в труппе нет. Вот и приходится придумывать такие мобильные шоу-трансформеры.

В прошлом году ГДК, на базе которого работает театр "Жест", и школа для глухих и слабослышащих детей стали обладателями гранта Сороса. Их тема - "Социализация глухих и слабо-слышащих детей средствами театрального искусства". Поэтому-то в новой постановке театра такая огромная роль отводится не опытным актерам "Жеста", а их маленьким собратьям по несчастью. Возможно, что после этого первого выхода на сцену многие из них захотят продолжить занятия в детской студии театра. Тут им всегда будут рады.

Максим ВЛАДИМИРОВ.


Новгородские ведомости

27.03.2002

Максим ВЛАДИМИРОВ

СЕГОДНЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

"СИНИЙ ДИРИЖАБЛЬ" НАДЕЖДЫ НАЗАРОВОЙ


Вчера в Великий Новгород пришло радостное известие. Бессменный режиссер театра неслышащего актера "Жест" Надежда НАЗАРОВА стала лауреатом международной премии "Филантроп". Телеграмма с этим сообщением была подписана главным режиссером московского Малого театра Юрием Соломиным. Церемония вручения премии состоится в середине мая в главном театральном зале России - БДТ. А потом уже в Ярославле, на родине основателя первого профессионального российского театра Федора Волкова, будут показаны все лауреатские работы. Туда вслед за своим режиссером отправится вся труппа театра "Жест", которая сегодня, кстати, проводит последнюю генеральную репетицию нового спектакля "Синий дирижабль", премьерный показ которого приурочен аккурат к Международному дню театра. В Новгородском городском дворце культуры царит суета. Примеряются новые костюмы, проверяется звуковое оформление спектакля. Молодой человек с чем-то синим и большим в объятиях бестолково мечется по коридору. Оказывается, декораторы сшили симпатичный дирижабль с моторчиком и теперь не знают, куда бы понадежнее пристроить драгоценный реквизит. А в репетиционном зале маленькая девочка ходит меж рядами и пристает ко всем взрослым с одним и тем же вопросом: "Что такое любовь?". Взрослые смущаются, и что-то отвечают невпопад. Я тоже внес лепту во всеобщую сумятицу и прочел малышке целую лекцию об этом светлом чувстве. Малышка, видимо, рассудила, что этот дяденька знает много, поэтому, внимательно выслушав мой ответ, тут же задала новый вопрос: "А что такое Родина?". Видя мою растерянность перед любопытным ребенком, режиссер спектакля "Синяя птица" Надежда Назарова пояснила: - Это она к роли готовится. Ей по сценарию полагается рассказывать зрителям о любви, Родине, маме. Вот она и ищет лучшие объяснения, пытаясь понять, что это за штука такая - любовь. Новый спектакль театра "Жест" - это и эстрадное представление, и сказочная фантазия, и хореографическое шоу в одном флаконе. Все действо можно разбить на 26 отдельных номеров, в которых, помимо постоянной труппы театра, заняты воспитанники школы-интерната для глухих и слабослышащих детей и ученики театрального класса школы N 2, им тоже руководит вездесущая Назарова. В полном объеме спектакль будет показан от силы несколько раз, а вот отдельные его фрагменты еще долго будут демонстрироваться на сборных концертах. Эта практика "жестовцами" давно отработана и очень любима. Неслышащие актеры и танцоры-колясочники порой не могут принимать участие во всех представлениях, а второго состава в труппе нет. Вот и приходится придумывать такие мобильные шоу-трансформеры. В прошлом году ГДК, на базе которого работает театр "Жест", и школа для глухих и слабослышащих детей стали обладателями гранта Сороса. Их тема - "Социализация глухих и слабо-слышащих детей средствами театрального искусства". Поэтому-то в новой постановке театра такая огромная роль отводится не опытным актерам "Жеста", а их маленьким собратьям по несчастью. Возможно, что после этого первого выхода на сцену многие из них захотят продолжить занятия в детской студии театра. Тут им всегда будут рады.

Максим ВЛАДИМИРОВ.

  Тел/факс: (8162) 13-07-60
Pager: (8162) 115533 аб.2510
E-mail: diap@novsu.ac.ru
Designed by Mediaterra