Ивановская газета (Иваново)
22.09.2001
Конкурс
Интервью взяла С. ШЕЙНИНА
Берем и числом, и уменьем Более 400 школ участвует в общероссийском конкурсе "Школа толерантности". Наша область представлена восемнадцатью средними учебными заведениями, почти самым большим числом. Рассказать об этом мы попросили председателя фонда молодежных и социальных программ Ольгу Федосееву. - В этом году институт "Открытое общество" (Фонд Сороса) - Россия - впервые объявил конкурс семейного плаката "Школа толерантности". Насколько я знаю, Ивановская область - единственная, где к проведению его подключились еще и общественные организации: фонд молодежных и социальных программ, молодежный эсперанто-клуб "Теамо", школьный актив города (ШАГ), Гаагская модель ООН и другие. Конкурс проводится по двум номинациям - "Семейный плакат" и "Школа и семья - совместная работа над темой". Оценивается работа школьных инициативных групп, в которые входят учителя, ученики и их родители. По обеим номинациям предусмотрены гранты. Семьи-победители (участники в первой номинации) получат денежные премии, а для школ (по второй номинации) предусмотрены премии в виде компьютеров и другого оборудования или литературы, которая пойдет в школьные библиотеки. Даже если школа не займет призового места, в ходе участия в конкурсе она уже получила бесплатный комплект литературы: книги по толерантности, тренинговые пособия, мультипликационный фильм "Адажио" и яркие плакаты ЮНЕСКО. - А что такое толерантность? - Согласно "Декларации принципов толерантности" это "признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность" (ст. 1.4). Толерантность - это терпимость, а она всегда подразумевает диалог. Распространение этих идей - основная цель конкурса. Он предполагает совместную работу учителей и учеников, школьников и их родителей, школы и семьи, а значит, их сотрудничество. Сейчас проблема взаимопонимания школы и семьи стоит очень остро. А ведь на перекрестке их интересов - ребенок. И только диалог поможет воспитать полноценного человека. Сам плакат должен выражать решение какой-то проблемы путем диалога. Причем оценивается не столько художественность исполнения, сколько сама идея и то, как она воплощена. - Кто определяет тему плаката? - Те, кто рисует. Мы же помогаем участникам обозначить круг актуальных тем. Для этого проводим в школах дискуссии по модели "Либерального клуба", разработанной Фондом Фридриха Науманна. В них равноправно участвуют и дети, и взрослые. Недавно такая дискуссия проходила в школе N 14. Участники назвали две школьные проблемы - частые драки и требование приносить сменную обувь. В результате были предложены варианты их решения. Чтобы не было драк - установить в спортзале боксерский ринг и выяснять отношения в честном бою, а чтобы не таскать с собой сменную обувь - приобрести специальные тапочки на каждого ученика, которые хранились бы в школе. Возможно, у кого-то такие решения вызовут улыбку, но то, что они появились, говорит о начале диалога. Кстати, две названные проблемы - готовые темы для плакатов. - На какой стадии подготовки сейчас конкурс? - Во всех школах по-разному: кто-то уже подготовил плакаты, а кто-то только начал работу. Заявки на участие в конкурсе можно подавать до сих пор. - Как будут подводиться итоги? - Школа сама отбирает лучшие плакаты (не больше пяти). Методики определения победителей могут быть любыми. Мы же предложили вариант демократического голосования. Скажем, в вестибюле школы вывешиваются все плакаты, и любой зашедший в школу человек может проголосовать за наиболее понравившуюся работу. Лучшие плакаты отсылаются на всероссийский этап конкурса. В итоге определят 10 плакатов, которые будут изданы. А результаты объявят 16 ноября, в Международный день толерантности. Это дата принятия "Декларации принципов толерантности" ЮНЕСКО в 1995 году. Кстати, совсем недавно я была на "Международном фестивале гуманитарных наук" в Кабардино-Балкарии, организованном Фондом Сороса. Этот фестиваль был посвящен продвижению идей толерантности. Частью его была работа в секциях, и наша занималась как раз российским конкурсом семейного плаката. Я должна была поделиться опытом работы с другими участниками секции, большинство которых составляли кабардинобалкарцы. Но, как оказалось, тема толерантности у них поднята на хороший уровень, ведь это многонациональная республика, где существует проблема терпимого отношения друг к другу разных национальностей. И не только у них, а во всем мире: возьмите последние события в США... На фестивале мы устроили эксперимент: разделились на группы, где должны были в течение 30 минут нарисовать плакаты по толерантности. В результате были созданы, на мой взгляд, просто гениальные проекты. На одном плакате, например, две руки поддерживают букву "я": каждый имеет право быть таким, какой он есть, сохранять свою индивидуальность. А еще был плакат, где картинка из известной сказки: бабка за дедку, дедка за репку... А на репке надпись - "толерантность". Идея проста - только всем миром мы "вытянем" ее.
Центр экстремальной журналистики
25.09.2001
РОССИЯ/Омская область
Умеешь сам - научи другого В Омске пройдет презентация проекта "Омская Школа Эффективной Журналистики" Проект повышения квалификации омских журналистов и сотрудников СМИ разработан учебным центром "ИНФРА" и получил поддержку института "Открытое общество". По словам руководителя проекта Игоря Тихоненко, действовавшая некогда государственная система повышения квалификации журналистов прекратила существование, а другие образовательные мероприятия имеют эпизодический характер. После окончания ВУЗа молодой журналист не попадает на другой уровень непрерывного образования. Специалисты учебного центра намерены, по крайней мере, убедить омских журналистов в необходимости систематического профессионального роста. "ИНФРА" готовит серию образовательных семинаров, тренингов и мастер-классов, а также открытие виртуальной школы журналистского мастерства в Интернете. Помощью должен стать и методический справочник "Открытая информация", для которого уже подбираются и пишутся материалы. Проект реализуется при поддержке информационного агентства "ДО-инфо" и Омской организации Профессионального Союза Журналистов, которые уже имеют значительный опыт проведения образовательно-консультационных мероприятий в этой сфере. За время занятий участники семинара смогут ознакомиться с современными новостными технологиями, приемами работы с аудиторией, освоить новые коммуникационные технологии и получить навыки работы с современной техникой. Презентация проекта состоится 28 сентября в 14.00 в "Омском Пресс-центре". Источник: http://www.doinfo.infomsk.ru/ Центр экстремальной журналистики www.cjes.ru
Ставропольская правда (Ставрополь)
20.09.2001
ГОВОРЯТ ПИСАТЕЛИ -СЛУШАЮТ ЧИТАТЕЛИ, ИЛИ О ЧЕМ РАССКАЖЕТ <ГОВОРЯЩАЯ> КНИГА
Александра БЕЛУЗА
В Ставропольской краевой библиотеке для слепых им В. Маяковского появилась своя электронная <Антология произведений писателей Северного Кавказа>. Стихи и проза 59 авторов помещаются на 30 дисках. Хотя электронный носитель обладает большим запасом памяти. На каждом из них повествование длится лишь в течение четырех часов. Это сделано для удобства записи на кассеты, которые будут тиражироваться и выдаваться читателям на дом для прослушивания. ПО СУТИ, только теперь у почти пяти тысяч читателей библиотеки для слепых начнется настоящее знакомство с художественной литературой Ставрополья, а также с национальным фольклором Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Дагестана, Калмыкии, Ростовской области. <Антология> родилась в рамках проекта <Говорящая книга> в познании истории, культуры и традиций народов Северного Кавказа> при поддержке фонда Сороса. Не осталось в стороне краевое министерство культуры, помогло представительство ООН на Северном Кавказе. Нашлись спонсоры в числе коммерческих структур. Внесли свою лепту и студенты Ставропольского регионального педагогического института детства. Всех их, думается, в первую очередь привлекла в <Антологии> идея терпимости наций и людей друг к другу, идея на Юге живучая, но хромающая нынче не на одну только чеченскую <ногу>. С этой точки зрения в списке произведений кажется актуальным <Историческое эссе о Кавказской войне 1817-1864 годов> Т. Пляскиной и немного наивным, хотя отнюдь не пафосным, <Слово о братстве> черкесского поэта Р. Охтова. Включенные в <Антологию> произведения отбирались с привлечением специалистов кафедры истории русской и зарубежной литературы Ставропольского госуниверситета. Сотрудники библиотеки обращались за советом и в краевые отделения двух наших Союзов писателей. В итоге <говорящая> книга получилась довольно-таки многогранной - и по жанрам, и по стилю, и по настроению. И в том числе по величине фигур: от молодых поэтов из объединения <Золотой колос> до известнейшего нашего писателя Георгия Шумарова. Процесс записи выбранных произведений и есть самое интересное, более того, именно он делает коллекцию поистине уникальной. С мая по август собственные тексты читали вслух перед микрофоном сами авторы, в основном ставропольские, а национальную литературу на русском языке озвучивали профессиональные дикторы. В звукозаписывающей студии библиотеки появлялись Сергей Бойко, Семен Ванетик, Татьяна Гонтарь, Игорь Романов, Галина Пухальская, Татьяна Третьякова-Суханова, Геннадий Фатеев, Витислав Ходарев и другие. - Создать <говорящую> книгу, которую будут слушать незрячие и слабовидящие читатели из поколения в поколение, ведь срок хранения диска около 100 лет, -это не просто профессиональная деятельность библиотекарей,по нынешним временам это великое дело. Лично я с этим столкнулся впервые, и у меня такое ощущение, что прочти книгу все жители Северного Кавказа, и конфликты сразу прекратятся, - делится впечатлениями заслуженный артист России Владимир Алахвердов, озвучивший повесть адыгейского писателя Исхака Машбаша <Два пленника>. Кроме <говорящей>, в библиотеке создана целая серия тактильных книг для слепых детей. Через осязание ребенок получает представление о том, как выглядит окружающий его мир-животные, цветы и так далее. Художник Лариса Дубиненко смастерила, например, такую необычную игрушку: с изнанки это головастик, а выворачиваешь на лицевую - получается лягушка. *** Вообще же в библиотеке им. Маяковского существуют книги на 15 носителях. Постепенно формируется так называемая безбарьерная среда, когда границы в доступе слепых людей к информации исчезают. Сейчас ведется речь о воплощении в жизнь идеи <говорящей> газеты.
Калининградская правда (Калининград)
25.09.2001
А вот кому гранты администрации!
Ирма БИРЮКОВА
Когда 30 мая этого года вышло постановление областной администраци № 191 "О проведении конкурса общественно полезных программ общественных объединений", все были счастливы. И было чему радоваться. Впервые в региональной истории борьбы третьего сектора за свои права власть добровольно определила правовые рамки материальной поддержки общественных организаций. Губернатор, еще в пору предвыборной кампании обещавший им содействие, держал слово. К этому времени появилась Общественная палата, что тоже было горячим желанием организованной общественности. А о нехватке средств на полезную деятельность говорили постоянно, кивая на Запад. Только оттуда шло вспомоществование в виде грантов. Фонд Сороса, фонд "Евразия", структуры Евросоюза. И многие общественные объединения получали эти пособия. С одной стороны, приятно, с другой - обидно. Получается, что побираемся на стороне, там понимают и ценят, а у себя дома всем наплевать. И вот свершилось. Не дожидаясь Закона "О взаимодействии органов государственной власти Калининградской области с общественными объединениями", власть выделила деньги. Может, не так уж и много - от 10 до 50 тысяч на проект, - но раньше не было и этого, а в нужде все пригодится. Был создан экспертный совет, морально подготовившийся к осадному положению. О своем бедственном положении, обилии замечательных проектов, пропадающих за отсутствием средств, говорили практически все организации, с которыми комитет по печати, информации и связям с общественностью проводил встречу за встречей. - Я действительно ожидала наплыва проектов, - говорит заместитель председателя комитета Ольга Дубовая, курирующая как раз взаимодействие с общественностью. - Может, не на следующий день после объявления конкурса, но очень скоро мы планировали шквал заявок. А получилось что-то непонятное. Конкурс состоится 10 октября, а у нас десяток заявок, которые к тому же и рассмотрены-то быть не могут, потому что выполнены в полном несоответствии с условиями. Спору нет, представленные проекты охватывают важные стороны жизни: международный форум "Экология души", издательская деятельность, благотворительный марафон, Академия музыкального передвижничества. Но вот что привлекает - из 10 заявок половина принадлежит одной организации - Ассоциации детского творчества, и только пять приходится на весь остальной третий сектор, состоящий из сотен общественных объединений. Но и эти поданные заявки, как отмечает Ольга Дубовая, выполнены неправильно. - Не могу понять, в чем дело, - недоумевает Ольга Евгеньевна. - Мы специально широко оповестили об условиях конкурса. Не пожалели места на странице областной администрации в номере "Калининградской правды" за 15 августа, опубликовали даже форму заявки. Это анкета, которую практически все проигнорировали. Кроме того, есть требования к описанию проекта: обоснование проблем и задач, на какие социальные группы рассчитан, оценка эффективности, финансовое обеспечение после завершения гранта, характеристика участников и так далее. Мы получили, по сути, только рассказы о проектах. Они действительно очень подробные, но объем заявок не должен превышать пяти страниц. А ничего остального нет. Однако формальности необходимо соблюдать. Те, кто претендовал на международные гранты, знают, как строго подходят эти фонды к оформлению заявок. Зачем же принижать значение региональной акции? Это тоже серьезное и ответственное дело. Гранты областной администрации - часть комплексной работы, которая имеет целью передать некоторые функции исполнительной власти общественным организациям. Но эти функции надо уметь исполнять. Даже в мелочах. Может, пора начать учиться?
|